Культовое дерево в индии. Священные растения в индийских преданиях

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какое дерево ценится в Индии?

Ответ от Наташа [гуру]
Баньян, баниан, название 2 видов деревьев из рода фикус:
1. Ficus bengalensis - огромное дерево, начинающее своё развитие как эпифит, прикрепившись к ветвям какого-нибудь другого дерева, на которое его семена заносят птицы. Тонкий ствол баньяна образует многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Впоследствии воздушные корни утолщаются, превращаясь в толстые столбы (до 10 м в окружности) . Сильно разрастается и крона дерева. Т. о. , из одного семени образуется как бы целая роща. В ботаническом саду в Калькутте баньян в возрасте 150 лет имел крону окружностью 300 м и более 300 столбообразных корней.
2. Ficus religiosa - также огромное дерево с развивающимися из ветвей воздушными корнями, которые служат подпорками для мощной кроны. Чаще это не эпифит. Оба вида баньяна растут в Индии, плоды их съедобны; на коре молодых побегов баньяна образуется при участии насекомых - червецов - ценная смола шеллак. Все словари
Общий словарь


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами.

Обновлено 07.06.2019

Индия – уникальная страна, отличающаяся особым природным разнообразием. По богатству растительного мира ее считают одной из самых первых стран мира. На территории страны можно встретить таких представителей растительности, которых не увидеть больше нигде в таком количестве. Флору Индии условно можно разделить на тропические, горные и умеренные зоны, каждая из которых имеет собственные уникальные растения.

Флора тропических районов

В тропических лесах повышенная влажность воздуха, что благоволит развитию буйной растительности . Здесь можно встретить ценные древесные породы: саловое дерево, формирующее чистые древостои, сиссу, джатовое дерево, тик. Саловое дерево используют главным образом в строительстве шпал и домов. Кроме того, это дерево является местом обитания лакового червеца, из которого в Индии изготовляют шеллак – специальный воск, используемый в радиотехнических нуждах.

На территории штата Карнатка произрастает очень ценное сандаловое дерево. Там же растет и миробалан, из которого изготовляют мебель. Сырье бассии используют для получения метилового спирта. В муссонных лесах произрастает бамбук, из которого местные жители плетут корзины.

Вблизи Западных Гат и пустыни Тар имеются колючие леса, покрытые зарослями акации. Из них изготавливают разнообразные деревянные изделия, добывают красящие и дубильные вещества. Из экстракта акации катеху производят краситель, придающий одежде буддийских монахов яркий оранжевый оттенок.

На территории Индии растет более 20 видов пальм, самой распространенной и востребованной из которых является кокосовая пальма. На южных территориях можно встретить нипу кустистую, дикие финиковые пальмы. В верхней части тропической зоны произрастает пальма ротанг, имеющая тонкий и очень длинный ствол. Затененные влажные ущелья богаты банановыми, лимонными и апельсиновыми деревьями.

На равнинах и южных территориях Индостана преобладает травяная растительность. Коренное население здесь в основном занимается скотоводством и земледелием. Поэтому все эти площади заняты бурьяном и травами.


Северные склоны имеют бедный растительный мир. Леса здесь вовсе не встречаются. Вдоль рек иногда можно увидеть древовидную растительность, имеются кустарники, но они очень однообразны и низкорослы. Связано это с суровыми климатическими условиями, преобладающими на этих территориях.

В Гильгите и Читрале дуют сильные ветры и выражена смена дневных и ночных температур. Горно-пустынный Ладак имеет еще более суровые природные условия и весьма скудную растительность.

Высокая плотность населения Индии и преобладание аграрного производства естественным образом вытеснила некоторые виды растительного мира, но в целом видовой состав флоры по-прежнему разнообразен и уникален.

Какие есть восемнадцать священных деревьев Индии? Почему они священные?

    Я нашла ещ несколько деревьев и трав, которые в Индии считаются священными.

    1) Дерево Бодхи (священное фиговое дерево) — под этим деревом Сидцхартха Гаутама остановился на отдых после долгих странствий, и после медитаций наконец достиг просветления и стал Буддой;

    2) В мифологической символике Махабхарата фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag — rodha вниз растущее ) — это эквивалент Мирового дерева . Это растение имеет ветви — корни, уходящие и врастающие в землю.

    3) Дерево Париджата (или хар сингхар) — мифическое дерево, добытое и посаженное в свом саду царм богов Индрой, также владыкой райского мира Индралоки.

    Считается, что дерево украшает небесные планеты и исполняет желания.

    Париджата очень похож на жасмин, но его цветы источают иной аромат, а трубочки венчиков окрашены в оранжевый цвет;

    4) Лотос (падма, камала) — священное и самое почитаемое растение в Индии.

    Важнейшая медитативная поза — называется поза лотоса .

    Чакры изображаются тоже в виде лотоса.

    Рай в индуизме представляется в виде огромного озера, заросшего розовыми лотосами — в нм покоятся праведные души;

    5) Туласи — цветы выращиваются в каждом доме и в каждом храме. Без туласи невозможен ни один религиозный ритуал. Цветок источает сильный аромат, считается что посредством этого аромата можно излечиться от многих болезней;

    6) Бильва (баэль, бел) — дерево шиваитов. Сажать эти деревья вокруг дома или вокруг храма — означает для шиваитов освящение.

    7) Цветы конрай (дерево кассия (Cassia fistula) — символ сладостной милости Шивы к нашей жизни.

    8) Травы куша (мятлик гребнникоподобный) и дурга (один из видов полевицы) считаются священными, в различных обрядах почитания преподносятся богам. Эти травы давно используются подвижниками при медитации — они сидят на этих травах.

    Существует также ещ очень много растений — ведь религиозный мир Индии очень плотно связан с ними. Об этом можно прочитать вот здесь.

    Прочитайте обязательно — это очень интересно!

    Деревьям и растениям в Индии приписываются божественные свойства.

    1.Баньян — символизирует символизируя долгую жизнь

    2.Тамариндовое дерево или Калапврикша — это дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.

    3.Пипул. Поклонение этому дереву считается возданием дани почтения Брахме, Вишну и Шиве. Оно так же считается символом плодородия, женщины просят, поклоняясь ему, подарить им потомство.

    4.Билва. Считается, что плоды этого дерева очищают кровь.

    5.Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви.

    6.Тулси считается символом жены Бога Вишну. Подарить веточку Тулси означает защитить его от опасностей и трудностей.

    7.Дарбха или Куша это священная трава, она обладает свойством очищения всего.

    Больше я не нашла.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.

:) ***

У храма в Южной Индии значимых святынь - несколько. Помимо алтарей Деват, это тиртха - пруд для омовения, причем у него обязательно есть имя (например, в храме Каньякумари - это Патала Ганга тиртха, в Чидамбараме - Шива Ганга тиртха), и священное дерево - тоже у каждого храма свое. Постепенно я обнаружила для себя, что различные деревья - вообще очень важный элемент отношений индийцев с Высшим. Далеко не только лотос священен)

Дерево храма - или иначе, стхала врикша. В древности, когда вокруг святынь еще не строились храмы, лингам (если говорить о шиваитских местах) находился в пещере или под деревом, и дерево для святыни было защитником - чаитья врикша. Во многих легендах Риши и Деваты почитали сваямбху (самопроявленный) лингам под каким-либо деревом.

Многие храмовые комплексы и города вокруг них вырастали на месте лесов и поначалу носили имя деревьев. Например местность Мадурая носила имя дерева кадамба - Кадамбаванам. Дерево кадамба сейчас осталось как стхала врикша храма Минакши. Кадамба цветет просто невероятными цветами - они на фото ниже) на втором фото - священное дерево кадамба в храме Минакши.


Лесов, конечно, сейчас уже нет, но в храме, как правило, растет одно священное дерево. Так и в Чидамбараме - когда-то на этом месте были леса тиллаи (мангровые) - именно в лесу по легенде Шива совершил свой ананда-тандава танец. Храм появился намного позднее того, как появилась сама святыня, поначалу ее "охранял" лес) Сейчас берег реки отодвинулся от города на несколько километров, а с ним и мангровые леса (выглядят они так, как на фото ниже) . Но имя Тиллаи остается в названии храма, одно мангровое дерево растет на его территории как стхала врикша.


В храме Экамбарнатх стхала врикша - дерево манго; знаю, что некоторые из нашей группы прониклись тем местом, где оно в храме растет, медитировали рядом с ним). Это место - на фото


А еще мне нравится легенда, связанная с деревом джамбу - которое является стхала врикша в храме Джамбукешвар. Согласно этой легенде, Шива съел плод дерева джамбу и выплюнул его косточки. Преданный Шиве святой проглотил эти косточки, видя в них прасад. Позднее косточки проросли в святом, священное дерево выросло через его голову, и Шива даровал ему мокшу. Легенда о возможности видеть священное в незамысловатом и обретать через это милость. (на фото - плоды дерева джамбу, а также элемент гопуры храма Джамбукешвар, с эпизодом, где дерево уже проросло в святом и он милостью Шивы обрел мокшу).



Вообще, мне почему-то близко то, как в легендах растения естественно участвовали в возникновении святых мест. Есть легенда про возникновение лингама на том месте, где позднее образовался Сучиндрам. Когда-то там ведь тоже были леса) И одна пастушка каждый день ходила через бамбуковый лес (а лес носил имя Джнянаранья - лес знания) продавать молоко и курд. И каждый день она цеплялась стопами за заросли в неком месте и обязательно проливала молоко и курд. Однажды она пожаловалась на это своему мужу, и мужчины деревни отправились в то место, чтобы вырубить бамбук. Когда же они начали рубить, из стволов бамбука потекла кровь, и люди поняли, что место было святым, а разливаемые каждый день молоко и курд омывали его. На этом месте создали святилище. Возможно там даже обнаружили самопроявленный лингам)

В Индии есть еще немало священной символики, связанной с деревьями - обязательно об этом напишем)

mob_info