Детские планеты солнечной системы. Строение Солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах

Юлия Шишлова
Конспект занятия «Солнечная система» для детей старшей группы

Программное обеспечение: данный цикл занятий предназначен для детей 5-6 лет. Он включает два занятия, одно из которых является вводным и знакомит детей с основными понятиями. Второе занятие углубляет понятия и побуждает детей интересоваться и изучать данную тему.

Цели: рассказать детям о Солнечной системе и показать ее; дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде); назвать и показать (на слайдах, иллюстрациях) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земля; развивать любознательность, навыки совместной деятельности; развивать мелкую моторику.

Предварительная работа: на вечерней прогулке совместно с детьми смотреть на звездное небо; обмен впечатлением, которое производит звездное небо на детей; какие мысли приходят к ним, когда они смотрят на звездное небо; рассмотрение Месяца и подчеркивание изменений, которые происходят с ним в течение месяца.

Задачи:

Изучить строение Солнечной системы;

Научить замечать и анализировать события, происходящие в небе;

Углубить знания о нашей планете;

Познакомить с другими объектами Солнечной системы;

Выучить расположение планет в системе;

Познакомить с ключевыми понятиями темы «космос».

Ход занятий:

I занятие:

Теоретическая часть.

Беседа с детьми:

«Ребята, на прогулках мы с вами обращали внимание на дневное и ночное небо. А как вы думаете, какая между ними разница? (предположения детей). А что мы можем с вами видеть днем? А что ночью? А что такое Солнце?

Солнце – это огромная звезда, похожая на те, которые мы видим ночью. Но Солнце – во много раз больше других звезд и светит на много ярче. Кроме того, у Солнца есть «семья», которая называется Солнечная система.

В Солнечной системе есть множество разных объектов – это и планеты, и метеориты, и спутники, и другие тела.

Основных объектов в Солнечной системе десять. Это само Солнце и девять планет его семьи. Каждая планета движется вокруг Солнышка по кругу и никогда не убегает и не меняет своего направления. Эти дорожки у каждой планеты называются «орбитами».

Давайте с вами слетаем в космос и проверим, как там все устроено! (физкультминутка) :

Запускаем мы ракету – у –у (руки над головой)

Завели моторы р-р-р (бежим на месте)

Загудели у-у-у, полетели Вж-ж-ж (руки в стороны, кружимся)

На заправку прилетели и-и-и (присели)

Заправились (руки вперед, руки опустили)

Практическая часть

Теперь ребята, мы с вами готовы поближе познакомиться с Солнечной системой. (показ видео о Солнечной системе)

Вы смогли увидеть своими глазами, насколько необычна и загадочна наша Солнечная система. А теперь познакомимся с каждой планетой в отдельности.

(По ходу рассказа педагог показывает планеты на фотографии, рисует схему системы на доске, дети зарисовывают ее у себя на листиках).

В самом центре Солнечной системы находится Солнце. Оно самое большое и горячее. Первой планетой, которая движется по орбите вокруг Солнца, является маленькая планета Меркурий. Потом совершает свой круг красавица Венера. Третьей от Солнца движется наша планета Земля. Еще дальше движется маленький Марс. За Марсом находится дорога огромного Юпитера. Далее находится орбита необычного Сатурна, у которого имеются необычные кольца из газа и космического мусора. Следующие планеты похожи немного между собой, это Уран и Нептун.

Заключение: Теперь вы знаете, как выглядит наша солнечная система и сколько загадочных соседей у нее есть. Более подробно мы познакомимся с каждым из них на следующем занятии.

Конспект развлечения для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя начальных классов, родители, дети 6-7 лет.
Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, созвездиях.
Задачи: : Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Воспитывать любовь к своей планете.
Активизировать словарный запас детей.
Познакомить детей с основными планетами, их характерным признакам.
Дать элементарные понятия о планетах.
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, астроном, Солнечная система, спутник, метеорит, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Оборудование: проектор, картинки планет Солнечной системы, магнитная доска с магнитами, пластилин для лепки, ленточки и шапочки с именами планет для игры.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите ребята, как оформлена наша группа. Это не случайно: сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космическое путешествие. Вы уже знаете ребята, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца.Солнце и все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой.


Земля – Это наш родной дом. А Солнечная система- родной город. В нашем Солнечном городе тысячи больших и маленьких планет, спутников, орбит, метеоритов, среди них есть и искусственные - спутники, сделанные людьми.
Ну что-же, отправимся в путешествие по нашему Солнечному городу. У нас и корабль космический есть. Вперед, ребята, наша главная остановка- у главного светила, Солнца.

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, звучит мелодия песни ‹‹Трава у дома››, через несколько секунд они открывают глаза, на доске картина Солнечной системы.

Воспитатель: Вот и Солнце! А можно приблизиться к нему или высадиться? Почему? (Ответы детей). Правильно, Солнце- это раскаленный шар, который далеко от нас находится, а его свет и жар доходят до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, все живое на земле сгорело бы.
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Все планеты в Солнечной системе представляют с собой 9 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей Земли, другие меньше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. А чем можно наблюдать за ними? (Телескопами).
А как называется человек, который изучает звезды и наблюдает за ними? (Астроном).


Давайте посмотрим, о чем нам хочет рассказать звездочет- астроном?
(Смотрят видеоматериал)

Воспитатель: Солнечный свет отражается от планет. И потому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша.


Определяется, что Земля- третья по счету планета от Солнца. Давайте посчитаем и назовем все планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - дети показывают на доске).

У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По- разному все они солнцем согреты.

Дидактическая игра ‹‹Расположи планеты правильно››

Выбирается ребенок Солнце, на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна- кольца. На конце каждой ленты- цифры от 1- 9.

На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!!!

Воспитатель: . Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу).
Ребенок –Меркурий берется за ленточку № 1.

А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.

Воспитатель: Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет).

Ребенок в шапочке Плутона берется за самую длинную ленточку № 9.

А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета...(Земля)

Воспитатель: На каком месте от Солнца находится наша планета?(на 3-м).

Ребенок в шапочке Земля берется за ленточку № 3.

Планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках Венеры и Марса занимают соответственно 2-ю и 4-ю орбиты.

А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.

Воспитатель: Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5).

Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

Ребенок Сатурн занимает орбиту № 6.

А что за планета
Зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке занимает орбиту № 7.

Царь морской название той планете дал,
Он именем своим ее назвал. (Нептун)

Ребенок в шапочке Нептун занимает орбиту № 8

(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг Солнца.)

Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.


(Воспитатель прикрепляет фигурку веселого человечка на доску и говорит)

Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса к нам прилетел этот веселый человечек и привез от инопланетян послание о звездах. Кто этот человечек? (Если прилетел из космоса, значит космонавт). А еще нам прислали несколько звездочек.
Кто из вас знает что нибудь о звездах? (ответы детей)
Давайте прочтем, что же нам о звездах поведали инопланетные существа:

‹‹Звезды- это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме. Почти все звезды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных››.
Воспитатель на экране показывает несколько созвездий, знакомит детей с их названиями, предлагает посчитать, из скольких звезд состоит созвездие: Рака (5 звезд), Компаса (3 звезды), Весов (6 звезд), Дельфина (5 звезд). Дети по очереди подходят и считают звезды.




Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? (возможные варианты ответов). Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких?
В наше время люди редко обращаются к звездам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.


Физкультминутка
Воспитатель : Давайте встанем и, как звезды, направим свои лучики в разные стороны и покружимся в космическом пространстве. (Дети кружатся, тянутся вверх и вновь усаживаются на свои места).

Макет Солнечной системы

Воспитатель: Давайте вместе попробуем с помощью пластилина слепить планеты, флажочками назвать и правильно определить их места на орбите.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

О КОСМОСЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Планеты

Космодром. Стою на трапе, поправляю шлем.

«До свиданья!» - крикну папе, «До свиданья!» - всем.

Небо высилось над нами, оставляя след,

Красным светом било пламя в сторону планет.

(Ю.Луцкевич)

Вокруг солнца движутся девять больших планет: меркурий, Венера, Земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Каждая из планет движется вокруг солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.

Есть и маленькие планеты – невидимки. Их больше всего между Марсом и Юпитером.

Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет солнечную систему.

В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах живых существ нет.

Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называться планетами. Планеты не светят собственным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.

На протяжении многих веков люди изучали планеты невооруженным глазом, потом с помощью телескопа – зрительной трубы с увеличительными стеклами. Сейчас планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты.

Космонавты на другие планеты не летали. Они летали вокруг Земли и на спутник Земли – Луну.

Рассказ педагога о Меркурии

Эта планета ближе всех к Солнцу. Меркурий кажется огромным. Раза в три больше, чем Земля.

Меркурий – планета маленькая. Он в 20 раз меньше Земли. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми, унылыми камнями.

День на Меркурии длится 90 дней – три месяца. За такой длинный день солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия до 400 градусов. Жара стоит нестерпимая. Потом на 90 дней наступает черная, непроглядная ночь. Страшный холод. Мороз – 150 градусов.

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером. То утром (в первые два часа после захода Солнца), то ранним утром (за два часа до рассвета). Недаром нашим далеким предкам непросто было догадаться, что утренние и вечерние звезды – одно и то же светило, и называли они Сет и Гор (египтяне), Будда и Рогинея (индийцы), Апполон и Гермес (греки).

Меркурий как и луна, светит отраженным солнечным светом. Меркурии лишен атмосферы – значит жизнь там невозможна не только из – за невыносимой для живых существ температуры, но и потому, что на меркурии им нечем дышать.

Поверхность Меркурия испрещена кратерами – люди узнали об этом, получив изображение его поверхности, сделанное в 1974 г. Американским космическим аппаратом «Маринер – 10».

Рассказ педагога о Венере

Венера – это не звезда, а планета, такая же как наша Земля. Все планеты Солнечной системы кружатся вокруг Солнца, каждая по своему кругу. Венера – вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры. Температура на Венере - +500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно живое существо.

На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью с такой силой, как на нас бы давил слой воды толщиной в один километр.

На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни, скалы. Раскаленный песок.

Над Венерой так много облаков. Что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается солнечный свет, поэтому на планете вечная ночь.

По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу, чем Земля. И успевает облететь вокруг солнца всего за семь месяцев. Поэтому год на Венере длится семь месяцев.

С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой.

Она появляется на небосклоне только утром или только вечером, и люди называют ее Утренней звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры.

Люди назвали эту планету по имени богине красоты и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями.

Рассказ педагога о Земле

Есть одна планета сад в этом космосе холодном

Только здесь леса шумят птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…

Береги свою планету – ведь другой похожей, нету!

Земля – третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро. За год успевает облететь вокруг солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она повернется один раз вокруг своей оси, пройдет 24 часа, то есть сутки – день и ночь.

Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

То, что Земля круглая, люди догадывались еще в старину. Сначала они думали, что Земля – круглый блин и можно дойти до его края, но ни один смельчак так и не дошел до края Земли.

И вот моряк – путешественник Маггелан на пяти кораблях решил объехать Землю.

Три года плыли корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны.

Рассказ педагога о Марсе

Марс – четвертая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли.

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко – оранжевую пламенную звезду. И назвали ее в честь бога войны – Марса Любопытно, что очень многие писатели – фантасты населяли красную планету живыми существами – ил воинствующими чудовищами, или похожими на людей, или враждебно настроенными к ним. А в наши дни журналисты называют Марс Бермудским треугольником? Почти все космические экспедиции на Марс заканчиваются неудачно.

Как на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а также зима, весна, лето, осень. Каждое из этих времен года в два раза длиннее, чем на Земле. Это потому, что на Марсе год равен почти двум земным, ведь Марс дальше от Солнца, и ему нужно больше времени, чтобы облететь вокруг солнца. Ну, а если марс дальше от Солнца, то солнце там хуже греет. Поэтому зима там суровее, а лето холоднее. Самая высокая температура днем на Марсе + 15 градусов, а ночью – 100 градусов мороза.

Днем небо Марса кажется нежно - розовым. Такой цвет ему придает марсианская пыль, освещенная Солнцем.

В конце 20 века космические аппараты «Викинги», передали на Землю изображение планеты «Марс» - абсолютно безжизненные пейзажи, похожие на земные пустыни. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи красной марсианской пыли огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.

Воздух на марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. На Марсе нет кислорода и воды. Там нет жизни.

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер дважды сыграл важную роль в истории астроном. Он стал первой планетой, у которой были открыты спутники. Произошло это почти четыреста лет назад. Автор открытия – всемирно известный ученый Галилей. Быстрое и хорошо заметное перемещение спутников юпитера делает их весьма удобными небесными часами, и моряки раньше пользовались ими, чтобы определить положение корабля в открытом море.

И еще. Юпитер и его спутник помогали решить одну из древнейших загадок: распространяется свет молниеносно или скорость его не так уж велика? Путем сложных расчетов на основе наблюдений О. Ромер определил, что свет движется быстро со скоростью 3000 км/ сек

Юпитер – пятая и самая большая планета нашей Солнечной системы. Это – планета гигант. Она в десять раз больше Земли.

Медленно и величаво перемещается яркий Юпитер вокруг Солнца. Двадцать лет пройдет на Земле, а юпитер облетит наше солнце вокруг только один раз. Очень далеко от светила, очень длинный путь ему приходится проходить.

Юпитер так далеко от Солнца, что солнечные лучи совсем его не согревают. Это очень холодная планета.

У юпитера нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры, маара и меркурия. Это огромный шар из плотных облаков пыли и газа.

На Юпитере бушуют ужасные бури и грозы, каких не бывает на Земле. Это самая беспокойная и грозная планета.

Воздух на Юпитере ядовит и непригоден для дыхания.

Вокруг своей оси Юпитер крутится очень быстро, как волчок. Всего десять часов продолжаются сутки на юпитере: пять часов день и пять часов ночь.

У Юпитера 16 спутников, которые вращаются вокруг него, каждый из них со своей историей и со своими загадками, разгадать которые человечеству удалось только в космическую эру. Об этом вы узнаете. Когда станете старше и будете читать книги по астрономии.

Рассказ педагога о Сатурне

Есть в небе звездочка одна,

Какая – не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где – нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь

(Г. Кружков)

Это шестая планета Солнечной системы. Сатурн, как и все планеты. Совершает свой полет вокруг Солнца. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее путь. Чтобы совершить один круг, Сатурну требуется 30 земных лет.

Светло – желтый Сатурн выглядит гораздо скромнее оранжевого Юпитера. У него нет, как у его соседа, красочного облачного покрова. Зато есть кольца, которых нет у других планет. Они будоражили воображение многих ученых своей уникальной формой. С Земли различимы только три кольца. Эти кольца тонкие, но очень широкие – ширина многие тысячи километров. Состоят они из камней и льда, которые, как спутники, движутся вокруг Сатурна. Этих мелких камней и льдинок так много, что они сливаются в сплошные кольца.

У Сатурна нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры или марса. Сатурн. Как и Юпитер, это гигантский газовый шар, в 9 раз больше Земли.

Очень далеко находится эта планета от Солнца, поэтому солнечное тепло не доходит до Сатурна. Там царит вечный холод, мороз до – 180 градусов.

Как и все планеты, Сатурн поворачивается вокруг себя. Один оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 10 час

Луна

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять на ней немножко

И вернуться вновь домой. (С.Баруздин.)

Луна не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше земли.

Луна - самое близкое к Земле небесное тело, расстояние до нее 384 тысячи километров.

Если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые пятна – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями.

На Луне нет ни воды. Ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На луне нельзя жить.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Астронавты, которые побывали на Луне, говорят. Что она выглядит так, как - будто на ней много лет не вытирали пыль.

На поверхности Луны днем бывает жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна светит потому. Что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому. Что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освещенную часть Луны. Поэтому она все время меняет вид Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц.

Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты.

Звезды

Кто смотрел на купол звездный

Поздней осенью морозной,

Тот видал, как звездный Лебедь

Поднимается в зенит,

Тот слыхал, как в синем небе

Лира звездная звенит.

В старину люди думали, что звезды блестящие фонарики. Подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды – громадные раскаленные шаря, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.

Звезд на небе очень много, и чтобы разобраться в них. Люди объединили группы звезд в созвездия. Созвездиями и самым ярким звездам люди дали имена.

На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды – очень, очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Наше Солнце – звезда. Возможно, и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы пока не знаем.


Солнце

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

От нас за тучи – облака

Не уходи, не надо –

И лес, и поле, и река теплу и солнцу рады.

Послушай песенку мою: свети с утра до ночи

А я тебе еще спою, спою, когда захочешь. (Я.Аким)

Солнце – это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца – 20 миллионов градусов.

Нам кажется, что Солнце – маленький кружочек. Это потому. Что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли солнце – шар – великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.

Кометы

Раскинув свой огнистый хвост, комета мчится между звезд Несясь на диких скоростях, была у солнышка в гоcтях И Землю видела вдали и новых спутников Земли и уносилась от Земли, за ней летели корабли! (Г.Саприр)

Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «грязными снежками».

Но есть кометы. Которые время от времени возвращаются к Солнцу. Например, так делает через каждые 76 лет комета Галлея. Галлей – это ученый, который первым заметил эту комету. Кометам всегда дают имена людей, которые их открыли.

Совсем недавно американцами Хейлом и Боппом была открыта новая яркая комета, которая впервые прилетела в Солнечную систему. Теперь ее так и называют – комета – Хейла – Боппа.

В марте и апреле 1997 года она появлялась на небе утром и вечером. И можно было любому полюбоваться ее серебристым блеском. Эта комета очень редкая гостья. Ученые считают, что в следующий раз она приблизится примерно через два с половиной тысячи лет.

Когда комета приближается к Солнцу, ее можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у нее появляется светящийся хвост. Это кометный хвост – шлейф образуется из пыли и газа. Улетает комета от Солнца, остывает ее тело, хвост пропадает, и в космосе опять путешествует холодная глыба. Хвосты комет не страшны Земле, хотя они пугали людей в древности. Опаснее твердое тело кометы. Но, к счастью, космическое пространство так огромно, что мы можем не бояться этих встреч.

Космонавты

Мне сказал конструктор главный: - Будет взлет не очень плавный…

Будет сердце, может быть, часто в пятки уходить…

Задирай повыше пятки – вот и будет все в порядке

И тогда на весь полет сердце в пятки не уйдет… (А.Шалыгин)

Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Сейчас космонавты есть почти во всех странах мира. Но космические корабли строят и отправляют в космос только две страны в мире – в России и Америке. На Российских космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции, из Америки. Из Японии, из Китая и из многих других стран.

Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле 2Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

Космическая станция «Мир» построена в России. Она летает и работает на околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетой и Солнцем, фотографируют и изучают Землю. Ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов.

За космическим полетом следят с Земли из центра управления.

Многие космонавты летали в космос уже несколько раз.

Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

Астронавты

Астронавтами называют американских космонавтов. Американские астронавты были первыми людьми, которые слетали на Луну.

В июле 1969 года американский корабль «Апполон» помчал жителей Земли к нашей космической соседке. Когда космический корабль приблизился к Луне, от него отделилась специальная лунная кабина. А ней астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин спустились на поверхность Луны.

Несколько часов гуляли земляне по поверхности луны, разглядывая окрестности, собирая камни и фотографируя лунные пейзажи.

По Луне астронавты ходили в специальных скафандрах, а разговаривали друг с другом по радиотелефону, потому что на Луне нет воздуха и не слышно ни голоса. Ни звуков. Астронавты передвигались по Луне как бы подпрыгивая. Отталкиваясь то одной, то другой ногой, потому что на Луне предметы во много раз легче, чем на Земле.

Они оставили на Луне медали с портретами первых космонавтов и табличку с надписями «Мы прибыли с миром от имени всего человечества». Кто знает, может быть, какой – нибудь инопланетянин прочитает когда – нибудь это письмо с планеты Земля.

Затем астронавты вернулись на космический корабль, который ждал их на окололунной орбите. А через три дня «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Так закончился первый полет на Луну. После этого еще несколько раз американские астронавты летали на Луну.

На других планетах и их спутниках жители Земли пока еще не были, а посылали туда автоматические космические станции.

Астрономы

Как заманчиво стать астрономом, со вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно: наблюдать за работой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры, обнаруживать черные дыры

И трактат сочинять непременно – «Изучайте глубины Вселенной!»

Астрономы – это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.

В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо – хрустальный колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для украшения.

Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой ученый, Ньютон, понял. Почему планеты не падают: они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому все они летят вокруг Солнца каждая по своему пути.

Так постепенно ученые открывали тайны космоса.

Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственные спутники и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.

У вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.

Спутник

Что там за родственник Луны,

племянник или внучек

Мелькает между тучек? –

Да это спутник! Вот те раз!

Он спутник каждого из нас и в целом всей Земли

Руками спутник сотворен, а после на ракете

Доставлен в дали эти (Ю.Яковлев).

Так называют небесное тело. Которое все время кружит вокруг другого. У многих планет есть естественные спутники. У Земли тоже есть естественный спутник – Луна – и очень много искусственных спутников, сделанных руками человека.

Может быть, ты видел, как по ночному небу катится мерцающая звездочка? Звездочка эта – спутник, освещенный лучами Солнца.

Первый спутник Земли был запущен в России 4 октября 1957 года. Потом такие же спутники запустили в США и других странах. Сейчас вокруг Земли летают тысячи искусственных спутников.

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывают людей друг с другом. Поэтому их называют связными.

С помощью спутников капитан ведет корабль по безбрежным водам океана. Летая вокруг Земли, спутники непрерывно посылают радиосигналы. По этим сигналам капитан определяет куда плыть кораблю.

Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Видно, куда с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Люди создали искусственные спутники для того, чтобы они помогали изучать Землю, Солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы

Вселенная

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Космосу, или вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны. Но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

В этой бесконечной и вечной Вселенной наша Земля – маленькая планета, а наше Солнце – обычная звезда, самая близкая к Земле.

Наша Земля летит в космосе вместе с другими небесными телами.

Каждая звезда, планета, комета или какое – то другое небесное тело движется во Вселенной по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок, ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнуться одна с другой.

Слово «космос» обозначает слово «порядок, строй».


Это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.

Различают две группы планет :

Планеты земной группы: и . Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу.

Планеты гиганты: и . Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

А вот не попадает ни в одну группу, т.к., несмотря на свое нахождение в Солнечной системе, слишком далеко расположен от Солнца и имеет совсем небольшой диаметр, всего 2320 км, что в два раза меньше диаметра Меркурия.

Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку их расположения от Солнца, а также рассмотрим их основные спутники и некоторые другие космические объекты (кометы, астероиды, метеориты) в гигантских просторах нашей планетарной системы.

Кольца и спутники Юпитера: Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие...
Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности...

Кольца и спутники Сатурна: Титан, Энцелад и другие...
Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы...

Кольца и спутники Урана: Титания, Оберон и другие...
Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно...

Кольца и спутники Нептуна: Тритон, Нереида и другие...
Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом "Вояджер-2" было известно о двух спутников планеты - Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии "Вояджер-2" обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун...

Из моего педагогического опыта могу сказать, что дети после четырех лет с большим интересом слушают рассказы о космосе, звездах и планетах солнечной системы. Если обратить внимание малыша на звездное небо и начать рассказывать о звездах и созвездиях, то скорее всего вы на долго завладеете вниманием крохи и он вам задаст кучу вопросов.

Вспомните себя в детстве, как вас завораживало звездное небо. Да и сейчас, уже став взрослыми, вряд ли найдется человек, равнодушный к звездному небу, космосу и тайнам, связанными с ними.

Какие же знания можно дать самым маленьким в области астрономии? Конечно же, в первую очередь нужно ориентироваться на интерес ребенка. Кому то можно рассказать очень много, а кто-то ограничится только самыми поверхностными знаниями. В любом случае равнодушными дети к этой теме вряд ли останутся. Лично я таких не встречала.

Что рассказывать о Солнечной системе и космосе малышу

Дети дошкольного возраста могут знать:

  1. Что такое солнечная система
  2. Что такое солнце
  3. Сколько планет в Солнечной системе и их порядок
  4. Рассказывать немного об особенностях каждой планеты
  5. Что такое спутники планет
  6. Что такое созвездия
  7. Названия самых распространенных созвездий
  8. Знать о полярной звезде
  9. Что такое галактика

На прилавках магазинов можно найти множество книг и энциклопедий, в которых информация изложена в доступной и интересной для малышей форме. Ниже я подобрала материал о космосе и планетах солнечной системы для малышей. Для дошкольников этих знаний вполне достаточно. Но, как вы понимаете, тема космоса необъятна.

Запоминаем планеты солнечной системы по порядку

Дети очень любят считалки. И для запоминания названий планет солнечной системы и их порядка я предлагаю вам выучить с детьми считалку:

По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс. Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. А. Хайт

Презентация о планетах Солнечной системы и космосе

Хочу предложить вам презентацию про космос и планеты Солнечной системы для детей. Ознакомиться с презентацией вы можете в видео формате ниже:

Если вам понравилась презентация и вы хотите получить ее к себе на компьютер, это можно сделать, оформив подписку на странице « » или по прямой ссылке . Полный вариант презентации вы найдете в

mob_info