Городская экологические акции для детей. Экологическая акция «Чистая планета — здоровая Земля!» в подготовительной к школе группе

Экологические Акции

АКЦИЯ - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В нашем учреждении образованя экологические акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено - птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
  • этапы:
    1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
    2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
    3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

  1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
  2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц.)

Зима:

1. «Ёлочка - зелёная иголочка»

2. «Витамины на подоконнике»

3. «Птичья столовая»

Весна:

  1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
  2. «Любимый - чистый агрогородок!»
  3. «Каждому певцу по дворцу!»
  4. «Украсим планету цветами»

Лето:

  1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
  2. «Берегите лес и его жителей от пожара!»

Весна-осень:

1.«Чистота спасет мир!»

2. «Свой дворочек как веночек»

3.«Чистый двор»

4.«БУНТ» (большая уборка нашей территории)

5. «Чистая природа»

Виктория Новикова
Экологическая акция «Чистая планета - здоровая Земля!» в подготовительной к школе группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Экологическая акция

«!»

в подготовительной к школе группе

Новикова Виктория Юрьевна,

воспитатель

с. Стригуны, 2014 год

Экологическая акция «Чистая планета – здоровая Земля

Цель : воспитание , стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих.

Цель экологической акции достигается по мере решения следующих задач :

Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни ;

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

Участники акции : воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы , родители

Ожидаемый результат :

Формирование начал экологической культуры дошкольников , стремления беречь природу.

Повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей.

Оборудование и материалы :

1. Методическая литература

2. Художественная литература.

3. Презентации, музыкальные произведения.

4. Настольно-печатные игры.

5. Фотоаппарат.

6. Компьютер.

7. Магнитофон.

8. Материалы для продуктивной изобразительной и конструктивной деятельности.

9. Репродукции картин

Этапы реализации экологической акции :

I. Подготовительный этап

1. Изучение методического материала по реализации экологических акций в ДОУ .

2. Определение содержания, форм и методов организации работы.

3. Подборка художественной литературы, дидактических игр, электронных презентаций

4. Размещение в информационном уголке призыва к родителям принять

активное участие в проведении акции .

II. Основной этап

Работа с детьми

Образовательные области Содержание работы

Познание Беседы «Планета Земля в опасности » , «Красная книга – сигнал опасности» с просмотром электронных презентаций

Коммуникация Проблемная ситуация «Мусор в нашем селе» ;

Ситуативный разговор «Что будет если…» ;

Отгадывание загадок о природе;

Составление творческих рассказов «Как мы сможем помочь планете Земля » ;

Обсуждение экологических пословиц и поговорок

Физическая культура Физминутки, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика;

Подвижные игры «Найди отгадку» , «Горячая картошка» , «Ручейки и озера» , «День, ночь» , «Плавает, ползает, летает»

Здоровье Беседы «Чем полезна природа» , «Чистый воздух – залог здоровья » ;

Дидактические игры «Чем полезно» , «Живая и неживая природа» ,

Безопасность Беседы «Правила пожарной безопасности в лесу» , «О правилах поведения на прогулке в детском саду»

Социализация Сюжетно-ролевые игры «Прогулки в лес» , «Пожар в лесу» ;

Дидактические игры «Угадайте» , «Что где растёт» , «Кто где живёт» , «Найди по описанию» , «Дикие – домашние животные» , «Птицы, звери, насекомые» и т. д.

Художественное творчество Рисование «Берегите природу!» ;

Конструирование «Вторая жизнь бросовому материалу»

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин

Музыка Слушание музыкальных произведений «Звуки природы» , Д Долей «Одинокий пастух» ,

Эрио Марикони «Капли дождя» .

Чтение художественной литературы

Экологические сказки И . А. Рыжова “Сказка о Человеке и Золотой Рыбке”.

И. А. Рыжова “Травинка – путешественница”.

И. А. Рыжова “Чей дом лучше” и др.

Рассказы, тексты для чтения

Труд Уборка территории детского сада;

Размещение экологической газеты на информационном стенде в селе;

Распространение буклетов прохожим.

Работа с родителями :

Призыв к участию в экологической акции «Чистая планета – здоровая Земля

Ширмы для родителей :

Азбука поведения в природе;

Отношение детей к природе как результат экологического образования

Совместное творчество с детьми для оформления экологической газеты

Анкетирование «Экологическое воспитание детей » , «Экологическое образование в семье » .

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Подведение итогов проекта.

2. Интервьюирование родителей.

3. Обработка и оформление материалов экологической акции .

4. Анализ результативности экологической акции .

Описание реализации экологической акции «Чистая планета – здоровая Земля

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания дошкольников .

В дошкольном возрасте ребенок увлечен окружающим миром и задача взрослых – поддержать у детей интерес к природе родного края и воспитание экологической культуры дошкольников .

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции .

Экологическая акция ««Чистая планета – здоровая Земля

была реализована в течение месяца. Во время экскурсии в осенний парк воспитанники отметили, что на улицах нашего села встречается мусор. Дети объясняли, что так делать нельзя, что мусор вредит природе. Мои воспитанники хорошо знают, что о природе надо заботиться, беречь ее и охранять. Тогда мы вместе с детьми задумались о том, а как мы можем помочь природе?

Для начала, чтобы привлечь внимание родителей воспитанников ДОУ к проблеме сохранения окружающей среды, мы оформили экологическую газету «Земля плачет » , где разместили рисунки, выполненные совместно с родителями о том, как люди загрязняют природу.

Провели анкетирование среди родителей воспитанников и выяснили, что родители заинтересованы в воспитании экологической культуры дошкольников .

Поставленные задачи экологической акции решались во всех видах детской деятельности : во время совместной образовательной деятельности, в играх, в труде.

В ходе реализации были использованы разные формы работы с детьми, родителями (содержание работы представлено в таблице) .

Заключительным этапом акции было размещение экологической газеты «Земля плачет » на информационном стенде в селе и распространение буклетов прохожим с призывом беречь природу, не мусорить в родном селе. С прохожими поделились советами, что бросовому материалу можно подарить вторую жизнь, сделав из него красивые и нужные вещи. Прохожим воспитанники нашего детского сада подарили сувениры, выполненные своими руками из бросового материала.

Участие в экологической акции предоставило возможность воспитанникам осознать всю глубину проблемы загрязнения природы и защиты окружающей среды, пережить ее лично, самостоятельно искать решение этой проблемы, проявить творчество, оценить результаты своей деятельности.

Совместная работа всех участников педагогического процесса : педагогов, детей и родителей способствовала созданию условий для успешного экологического воспитания . Деятельность взрослых с детьми строилась в контексте партнёрской позиции, что помогло не только уточнить, но и расширить познания дошкольников о природе .

В рамках экологической акции были получены следующие результаты :

100% детей осознали, что природу нужно беречь,

Родители приняли активное участие в реализации акции ,

Интервьюирование родителей показало, что 90% семей заинтересовались творчеством из бросового материала

Создана библиотека произведений о природе (стихи, загадки, рассказы)

Оформлена выставка совместного творчества детей и родителей «Вторая жизнь бросового материала»

Создана медиатека электронных презентаций о природе

Создана подборка дидактических игр по теме экологической акции «Чистая планета – здоровая Земля

Литература :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – Элизэ Трейдинг. Москва, 2002. – 112 с.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Экология – ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004. – 128 с.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие – ТЦ «Учитель» , Воронеж, 2004. – 114 с.

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию – СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003. – 160 с

5. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала – Изд.: Скрипторий, 2003.– 80 с.

6. Зенина Т. И. Экологические акции в работе с дошкольниками – Дошкольное воспитание , 2002, №7 – стр. 8

7. Карпухина Н. А., Конспекты занятий в средней группе детского сада . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: ИП Лапоценин С. С., 2009. – 288с.

8. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы . Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.

9. Степанова В. А., Королева И. А. Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004. – 112 с

10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду – М.: ВАКО, 2010. – 256 с.

11. Интернет ресурсы.

(17,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему .

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем,если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  • Проанализировать ситуацию загрязненности в районе;
  • Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в районе;
  • Составить экологический календарь;
  • С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
  • Выстроить работу в соответствии с ключевыми датами экологического календаря;
  • Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых; Агитировать жителей на уборку и благоустройство;
  • Воспитывать потребность содержать улицы в чистоте.

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблемеэкологии родного края,но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I . Подготовительный этап

1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;

II . Информационный этап

  • Сбор информации по теме, анализ литературы.
  • Составление экологического календаря.
  • Экскурсия по рудничному району с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование.
  • Проведение опроса по данной проблеме.
  • Опрос среди сверстников с целью выявления их отношения к проблеме загрязнения района и готовности принять посильное участие по практическому выполнению проекта.
  • Проведение конкурса на лучшую агитационную листовку, «Благоустроим школьную территорию», «Благоустроим территорию озера», конкурс рисунков по экологии.
  • Разработка и проведение мероприятия для учащихся и родителей. Родительское собрание «Мусор и наше здоровье».
  • Оформление фотовыставки.

III . Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV . Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

  • Сайт школы МАОУ «СОШ №36»;
  • Публикация в школьной газете «Цифра»;
  • Выступление на городском конкурсе «Летопись добрых дел»;
  • Участие в школьной научно-практической конференции «Успех-2016», «Успех-2017».

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? .
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества .

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Было опрошено 30 жителей ближайшей улицы: 5 чел. – 18-25 лет, 15 чел. – 36-50 лет, 10 чел. – старше 50 лет.

На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1 ].

В прошлом году мы посетили озеро в Рудничном районе, чтобы очистить его берега и лес вокруг от мусора [см. приложение 2 ].
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку. За это, довольно простое, но очень полезное дело нас наградили грамотой за вклад в развитие экологической культуры населения г. Кемерово от ООО «Кузбасского Скарабея» и «Областной детской эколого-биологической станции» [см. приложение 3 ].

В 2016 году 7 сентября наш школьный отряд в количестве 35 человек снова отправился по натоптанным тропам, чтобы еще раз провести уборку, ведь это место стало частью нашего коллектива и хранило в себе воспоминания о прошлогоднем осеннем дне, где не было мусора, и мы решили, что так должно быть всегда. По пути мы расклеивали агитационные листовки под названием «Хорошие дела заразительны!», призывающие людей сохранять природу, которые изготовили самостоятельно.

Мы вручали их жителям со словами: «Давайте сохранять чистоту и порядок на водоёмах и берегах!». Всего было расклеено 35 листовок и роздано 54 брошюры [см. приложение 4 ].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5 ].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

  • Поставить мусорные контейнеры по берегам водоема.
  • 2 раза в год проводить уборку территории водоёмов ученикам прибрежных школ: №39, №36.
  • Проводить традиционные акции по охране природы на темы: «Мы за чистоту в городе».

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека .

Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.

Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего района. За 2015-2016 год на территории школы было высажено 55 елей, заложены аллеи первоклассников. В рамках акции «Сирень победы» высажено 52 куста сирени.

В 2016г. по улице Серебряный бор вдоль дороги посажено 56 саженцев берёз. В рамках акции «Шахтёрский огонёк» высажено 46 рябин [см. приложение 16 ].

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке .

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2015-2016 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

Очищение береговой линии озера

сентябрь

Ученическое самоуправление (ИДФ)

сентябрь - октябрь

родители, учащиеся, учителя

Выставка поделок из природного материала.

сентябрь

учащиеся, родители, учителя

Посадка саженцев на близ лежащей территории по ул. Серебряный бор.

сентябрь

ученическое самоуправление (ИДФ)

в течение года

Изготовление кормушек для птиц

Сбор макулатуры

Конкурс эко-листовок «Экология и мы»

Учащиеся, классные руководители

Изготовление скворечников

учащиеся, родители

Участие в акции «Сирень победы»

учащиеся, родители, классные руководители

Участие в акции «Шахтёрский огонёк» (посадка рябин)

учащиеся, родители, классные руководители

Благоустройство школьной территории

учащиеся, педагоги школы

Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2016-2017 г.

№ п/п

Мероприятия

Дата

Исполнители

Очищение береговой линии озера с привлечение желающих учащихся принять участие в акции

сентябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток»

Посадка саженцев на территории школы

сентябрь - октябрь

Ученическое самоуправление ИДФ, объединение «Росток, учащиеся, родители, педагоги школы

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

учащиеся, родители, педагоги школы.

Экологическая акция “Мой чистый двор”

в течение года

Изготовление кормушек

учащиеся, родители

Мероприятия, посвященные Дню Земли: экологическая игра «Спаси и сохрани», конкурс фотографий «Природа нашего города»

учащиеся, родители, педагоги школы

Конференция «Успех-2017.»

учащиеся

Конкурс презентаций «Природа и мы»

учащиеся, родители, классные руководители

Акция «Подари ёлке жизнь»

учащиеся, родители, классные руководители

Изготовление скворечников

учащиеся, родители

Выпуск листовок «Береги первоцветы»

учащиеся

Конкурс плакатов «Вода источник жизни»

учащиеся, родители, классные руководители

Конкурс презентаций «Береги природу»

учащиеся,

Сбор батареек

март-апрель

учащиеся, родители, классные руководители

Сбор макулатуры

апрель-май

учащиеся, родители, классные руководители

Акция «Чистая вода», конкурс плакатов

учащиеся, родители, классные руководители

Экологический календарь

Проводится с 1993 года по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО во многих странах мира. На территории Российской Федерации – с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь».

Главные задачи – привлечь внимание общественности к состоянию больших и малых водных объектов, водоохранных зон, водозаборов, качеству стоков.

В 1950 году именно в этот день вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации (ВМО) – специализированного учреждения ООН.

Девиз праздника – «Погода, климат и вода в информационную эру». Отмечается с 1961 года.

Всемирная акция «Час Земли»

Час Земли – одна из крупнейших ежегодных экологических акций, инициированных Всемирным фондом дикой природы (WWF). Проводится в последнюю субботу марта.

Это символическая акция – общественный призыв к решительным мерам по сохранению климата. Миллионы людей во всем мире выключают свет на час в строго определенное время, в знак заботы о будущем планеты и ее ресурсах.

В этот день в 1906 году была подписана одна из первых природоохранных конвенций – Международная конвенция об охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.

Защита птиц, наблюдение за их жизнью, организация помощи в наиболее трудные для них времена, изготовление и вывешивание кормушек, спасение птиц, пострадавших от экологических катастроф, – таковы первоочередные задачи дня птиц.

С 6-15 марта в рамка городской акции «Весенняя неделя Добра - 2017» в нашей школе была проведена акция «Скворечник», которая явилась продолжением начатой в феврале экологической акции «Покормите птиц зимой», где силами учащихся начальных классов и их родителей были сделаны и установлены 5 кормушек. Если целью акции «Покормите птиц зимой» была установка: «Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну», то сегодня пришла пора позаботиться о пернатых друзьях, возвращающихся к нам, на свою родину.

На протяжении 3-х лет родителями совместно с детьми было изготовлено 120 скворечников.

Редакция газеты «Цифра» участвует в экологической акции Марафона школьных СМИ «Птицы и люди». Наши художники делают открытки с изображением птиц и рассылают их в школьные СМИ по всей России. Кто только не получил уже наших птичек: и Москва, и Новосибирск, и Ростов-на-Дону… Мы тоже получаем открытки от друзей. Теперь мы как одна большая «птичья семья», которая поддерживает птиц в непростое для них зимнее время [см. приложение 14 ].

Экологическое образование и просвещение населения, особенно молодого поколения, – одна из основ формирования экологической культуры человека, руководствующегося при общении с окружающим миром принципом «Не навреди!». В России отмечается в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Суть мероприятий этого дня – знакомство с состоянием дел в области экологической безопасности, формирование у человека личной и общечеловеческой ответственности за их сохранение, а также привлечение школьников и студентов к исследовательской деятельности по изучению флоры и фауны родного края.

Международный марш парков – последняя неделя апреля

Современная международная кампания в защиту заповедников и национальных парков – «Марш парков» – ведет свою историю с 40-х годов XIX века. Координатором акции является Центр охраны дикой природы.

Ежегодно сотни тысяч жителей городов и поселков принимают участие в Марше, чтобы узнать как можно больше о заповедниках, национальных парках, заказниках и других ООПТ и внести свой вклад – спонсорской или волонтерской помощью – в сохранение уголков нетронутой природы.

В России отмечается с 1990 года. С 1994 года этот день объявлен Всемирным. Традиционно эту акцию ассоциируют с днями всеобщего благоустройства и генеральной уборки мест массового отдыха, берегов и фарватеров малых рек, санитарных зон, производственных и общественных территорий.

Основная цель проводимых работ – обратить внимание землепользователей на неблагоприятные тенденции, связанные с деградацией земель и загрязнением их промышленными выбросами и ТБО.

Главная цель этого дня – раскрыть красоту растений, познакомить как можно больше людей с важностью их биологии для развития сельского хозяйства, садоводства, лесничества, для производства продуктов питания, бумаги, древесины, химикатов и лекарственных средств. Особенное внимание в этот день отводится роли растений в охране окружающей среды.

Первый День растений состоялся в 2012 году. В этот день в 39 странах мира провели около 600 различных мероприятий.

Россия присоединилась к проекту в 2013 году.

Учрежден 27-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 года в ознаменование начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды.

В этот день проводятся мероприятия, затрагивающие вопросы неконтролируемого использования природных ресурсов, критически рассматривается баланс качества жизни и ущерба, наносимого природе в виде добычи новых ресурсов, захоронением и утилизацией отходов производства и потребления.

Заключение

Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в акции «Летопись добрых дел».

В ходе реализации проекта были задействованы разные формы работы:

- поисково-исследовательские: экологический мониторинг: «Экологическое состояние водоёма в рудничном районе» [см. приложение 5 ].

- конкурсные:

  • конкурсы рисунков и плакатов, посвященных природе; фото и видеоконкурсы [см. приложение 6 ].
  • «По родным местам», поделки из природного материала
  • городской конкурс «Весна, семья, экология и закон» [см. приложение 7 ].
  • районная экологическая игра «Зеленый парус» [см. приложение 9 ].
  • муниципальный этап областного конкурса социальной рекламы «Вода – источник жизни» [см. приложение 10 ].
  • городской творческий конкурс «Экология глазами детей»

- игровые: экологические викторины, игры, спектакли;

- познавательные: классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», «Урок чистой воды» и др.
В проведении уроков экологической грамотности в нашей школе принимают участие общественники, депутаты и педагоги.

26 декабря 2016 года в стенах школы № 36 состоялся открытый экологический урок для учащихся 10-ого класса. Его провёл Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Фокин Александр Иванович. Урок проходил в атмосфере диалога и общения с учащимися по теме экологических проблем загрязнения окружающей среды. Александр Иванович поведал ученикам о существующих в мире проблемах по утилизации мусора, продемонстрировал слайды о мусорных островах в Тихом океане, о проблемах переработке и сортировке отходов [см. приложение 11 ].
Такие экоуроки позволяют воспитать в понятийном аппарате такие представления, как «экология», «отходы», «раздельный сбор мусора», «заповедные территории», «охрана природы», «Красная книга», и способствующей экологизации сознания с самого юного возраста с дальнейшей трансформацией его в экологическую культуру.

- пропагандистская работа . Создание листовок, брошюр способствует актуализации внимания к проблеме экологии [см. приложение 12 ].

Ежегодно организуем фотовыставки, видеоролики, цель которых не только показать бытовые свалки, сломанные руками человека деревья, нашу деятельность по охране природы и просто красивые места нашего края, но и заставить задуматься о последствиях своей деятельности.
Учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. С просветительской целью экологический отряд «Росток» в рекреации школьного холла организовал экологический уголок [см. приложение 13 ].

Круглогодично в школе совместными усилиями мы наводим порядок, очищаем территории, высаживаем деревья, кустарники и цветы, проводим экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел.
«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - писал французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека на земле.
Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя.

Список литературы

  1. Артюзов Д. В., Бобров В.В. История Кузбасса. – г. Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2006 – 467 с.
  2. Зайцева И., Галчинова О., 1996. Клад пpиpодоохpанной культуpы, где копать // Пpо Эко. Спецвыпуск бюллетеня «Охpана дикой пpиpоды», № 11. - С. 42-44.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Статья 8.2.
  4. Кривенко В. Г. Концепция внутривековой и многовековой изменчивости климата как предпосылка прогноза // Климаты прошлого и климатический прогноз. М., 1992. С. 39-40.
  5. Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем: журнал. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. - № 1. - С. 112-114. - ISSN 2218-7405.
  6. Многонациональный Кузбасс. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003 – 113 с.
  7. Ожегова В.А. Экологический словарь.
  8. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. - М., 2001. - 162 с. - РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
  9. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия. – г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002 – 420 с.
  10. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учеб. пособие / В. И. Данилов-Данильян. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.

Что такое экологическая акция? Под этим понятием можно написать, что это социально значимый, комплексный, событийный критерий, имеющий временную протяженность.

К примеру, в школьных учреждениях такие мероприятия могут проводиться в течение всего учебного года. В ходе таких акций школьники получат знания, которые будут формировать навыки эко культуры.

Все акции проводятся под каким-то конкретным девизом, всегда только с наглядной агитацией. Такие акции могут проводиться в форме праздников, развлечений, викторин, выставок, конкурсов и так далее.

Естественно, что целью экологических акций является формирование культуры, сознания и мировоззрения подрастающего поколения, а если это не школьные акции, то всех людей в целом.

Задачи: формирование интереса, гуманистическое отношение к окружающей среде, эстетика и многое другое, в зависимости от цели.

Разнообразные примеры экологических акций

  • Помоги бездомной собаке
    Самый близкий друг человека в мире животных – это собака. Чтобы оказать помощь бездомным животным, кстати, по вине человека, создан проект «Помощь бездомным собакам».
  • Удели природе 7 минут
    Для того чтобы из парка или любого другого места вынести мешочек мусора, понадобится всего 7 минут. Этот проект можно использовать в любом населенном пункте, очищая его от мусора.
  • Чистые горы
    С 2000-го работает замечательная экологическая акция «Сохраним горы в чистоте». Такая акция позволила за эти годы не только очистить большие горные площади от мусора, но и предотвратить появления нового.

Таким образом, каждая эко акция способна обратить на себя внимание , а значит найти и сторонников для поддержания выдвинутой идеи. Тем более, сегодня этот вопрос значим для подрастающего поколения, так как будущее планеты в их руках.

Экологическая акция «Добрый волк!»


Описание: Целью экологической акции было, на примере волка, привлечь внимание ребят к тому, что в природе нет понятий «вредный» или «полезный», а следовательно все виды живых организмов необходимо охранять. Она показала возможность информирования взрослых через детские плакаты о важности волка в природе и необходимости изменения отношения людей к этому виду млекопитающих.
Материал адаптируется к разному возрасту детей.
В ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» экологическая акция «Добрый волк!» проходила дважды: для учащихся 2-4 классов и учащихся 5-7 классов.
Публикация представляет интерес для учащихся школ, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и биологии, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей дошкольных учреждений и всех любителей природы.

Цель акции: знакомство участников акции с ролью волка в природе и необходимостью бережного отношения к нему.
Задачи:
Обучающая – способствовать всестороннему изучению проблемы взаимоотношений волка и человека.
Развивающая – способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей.
Воспитывающая – способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.

Форма организации мероприятия: акция.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийные презентации «Рацион волка», «Волк в сказках» и «Волк в скульптуре», доска, мел, листы бумаги (А-4, А-3), краски, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации волка.

Участники мероприятия: учащиеся учреждений образования 2-9 классов.

Продолжительность мероприятия: 2-3 часа

Время проведения: январь, 2017 года

Место проведения: ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк.

Предварительная подготовка: подготовка стихов и выступлений.

Советы от автора:
1. Материал лекции «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире» можно разделить между учащимися на отдельные выступления.
2. Сокращая и дополняя предложенный материал, его можно адаптировать для учащихся любого возраста.
3. Вместо конкурса плакатов «Добрый волк!» можно предложить мастер-класс в любой технике на тему, посвященную волку.

План мероприятия
1. Вступление
2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»
3. Игра-викторина «Рацион волка»
4. Выступление участников акции со стихами о волке
5. Беседа «Волк в сказках»
6. Конкурс плакатов «Добрый волк!»
7. Заключение
Ход мероприятия

1.Вступление

Хищные животные - неотъемлемая часть природы. В природе хищных животных много, они существуют и среди насекомых, и среди птиц, и среди млекопитающих. И роль их не всегда однозначна.
Часто люди просто не знают о роли хищных животных в природе и относятся к ним отрицательно: раз хищник - значит, кровожадный; поедает других животных - значит, попросту убийца! Наиболее типичный пример тому - отношение людей к волкам.
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
В. Киш, Н. Осьмак

2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»

2.1. Разновидности волка

Демонстрируются иллюстрации.
Есть около семи отдельных видов волков, и еще семнадцать (или около того) разновидностей серого волка, в результате чего в общей сложности около 24 видов, которые можно найти по всему миру.
Волк - типичный хищник, который добывает еду самостоятельно активным поиском и преследованием жертв. Повсюду основу питания волков составляют копытные животные: в тундре - дикие и домашние северные олени; в лесной зоне - лоси, косули, дикие свиньи, домашние овцы, коровы, кони; у степи и пустыни - антилопы разных видов и овцы; в горах - дикие и домашние козы.
2.1.1. Вымершие виды волка
Сумчатый волк или тилацин, как его иначе называют, официально считается вымершим животным. По официальным данным последний дикий представитель этого вида был убит в 1930 году, а последний содержащийся в неволе в частном зоопарке – умер от старости в 1936 году. Но все же сохраняется вероятность того, что сумчатому волку всё же удалось выжить в глухих местностях Тасмании.
Японский волк относится к классу млекопитающих и отряду хищных. Название Японский волк пошло от двух подвидов семейства волка обыкновенного, которые когда-то обитали на островах Японии. Во всемирной классификации Японский волк относится к волку. Он также известен как Эзо, волк, который обитал на острове Хоккайдо. А второй подвид – это Хондосский волк или волк Хонсю. На сегодняшний день оба вида считаются вымершими. По внешним размерам Хоккайдо намного был крупнее волка Хонсю, и по параметрам приближаясь к размерам обыкновенного волка. В 1889 году данный подвид вымер из-за усиленного заселения территории острова под строительство ферм, в период реставрации Мэйдзи Существующее Правительство Мейдзи определило награждение каждому, кто принесет голову убитого волка, тем самым организовав кампанию по их уничтожению.
Ньюфаундлендский волк жил на острове близ Ньюфаундленда восточного побережья Канады. Окрас имел светлый с темной полосой вдоль хребта. Размеры имел средние 5,5 футов (от носа до кончика хвоста) Рацион питания составляли: Карибу (так в канаде называют северных оленей), бобры полевки и прочие грызуны. Охота и пушной промысел в регионе обитания привели к полному исчезновению этого виды в 1911 году. Так же влияние на исчезновения оказали такие факторы как резкая нехватка продовольствия в 1900 годах, что привело к резкому сокращению популяции карибу.
2.1.2. Редкие виды волка
Полярный волк (Сanis lupus tundrorum) является одним из наиболее редких животных на нашей планете. Местом обитания полярного волка является Арктика. К условиям сурового арктического климата волк хорошо приспособлен. Уникальный мех полярного волка всегда привлекал к себе повышенное внимание охотников, что поставило полярного волка на грань вымирания. В связи с глобальным потеплением и таянием полярных льдов численность полярных волков продолжает сокращаться также из-за резких изменений в климате его привычных мест обитания. В настоящее время полярный волк занесен в Красную Книгу, и охота на него запрещена.
Красный волк – редкий вид, включенный в Красную книгу МСОП и Красную книгу РФ. На территории России находится под угрозой исчезновения. В Индии разрешается охота, но только по лицензиям. Внешне это животное имеет своеобразный вид – смешаны черты серого волка, лисы и шакала.
Гривистый волк или гуара, агуарачай получил свое название из-за украшающей его плечи и шею длинной шерсти, напоминающей конскую гриву. Средой обитания гривистого волка в основном являются саванны Южной Америки, но его можно встретить также в Бразилии, Парагвае, Боливии, Уругвае и Северной Аргентине, где он обитает в пампасах и по окраинам болот, заросших высокой травой. Агуарачаи или гривистые волки внесены в Международную Красную Книгу как вид, находящийся в опасности. В настоящее время непосредственной угрозы вымирания не наблюдается, но гривистый волк все равно остается весьма редким зверем.
Лирый волк найден исключительно в Южной Америке.
Эфиопский Волк - волк, очень похожий на лису. Этот вид находится под угрозой исчезновения, за мех, которому нет аналогов (цвет меха может доходить до желтого), распространен промысел этого зверя.
2.1.3. Виды волка, которые еще не в Красной книге
Макензенский Волк - также известный как Горный Волк, аляскинский или канадский лесной. Прямой родственник нашего лесного волка, но из-за специфических условий обитания имеет более густую шерсть и белесый окрас, остающийся даже летом.
Мелвильский островной волк, также называемый элсмирским или арктическим волком, обитает в Северной Америке на группе арктических островов и в северной части острова Гренландия. Мелвильский островной волк немного меньше по размерам, чем волк обыкновенный.
Волк обыкновенный (серый) имеет несколько подвидов. Например: Тундровый волк, Среднерусский лесной волк, Сибирский лесной волк, Степной волк, Кавказский волк, Монгольский волк и другие.

2.2. Волк в природе


Волк – хищник сравнительно больших размеров. Это зверь стройный, мощный, с покатой спиной, высокой холкой, крепким и широким крупом. Шея у него короткая и толстая, голова сравнительно крупная, лоб широкий, морда короткая, ноги достаточно длинные.


В период размножения и воспитания выводка волчат волчья семья прикована к выбранному месту обитания и участку охоты. Волки устраивают логово в укромных, труднодоступных, но сухих местах: на островках посреди болота, в зарослях канавы, на берегу водоема в зарослях кустарника и камыша, в бурьянах и тому подобных местах. Чаще всего логово находится в ложбинках под завалами деревьев, реже волки селятся в естественных или устроенных другими животными норах. Логово расположено обычно не дальше чем в 500 м от воды. Волчье семейство может жить в одном и том же логове несколько лет подряд.
В помете может быть 1-12, но чаще выводок состоит из 3-8 щенков, рождающихся в конце апреля - начале мая, слепых и беспомощными. Первые несколько суток волчица не покидает волчат и кормит их молоком. Корм волчице приносит самец. На участке обитания волчат часто устраиваются запасные логова, куда волчица переносит детенышей при возникновении опасности. Волчата открывают глаза на 9 – 13 день. Мать выкармливает выводок 4 – 6 недель.
С месячного возраста волчата начинают играть между собой у логова. В этом возрасте родители оставляют волчат одних и уходят на охоту. Постепенно волчата переходят на мясной корм. Сначала волчица кормит их мясом, которое отрыгивает из желудка, затем кусками мяса, оторванными от принесенной добычи. Подросшие волчата сами разрывают добычу, а иногда и умерщвляют раненых животных, которых приносят родители для их тренировки.
Осенью волки переходит к бродячему образу жизни. Волчата будут способны к самостоятельной жизни только к концу зимы, когда наступит период гона и матерые волки прогонят их прочь. Взрослыми они станут только к концу второго – началу третьего года своей жизни.
Волки обычно ведут в основном сумеречный и ночной образ жизни, но иногда активны и в светлое время суток. Обычно волки передвигаются шагом или легкой рысцой, они переходят на галоп, только преследуя добычу или убегая от преследователей. По твердой земле некоторые волки могут развить скорость 60-70км и поймать зайца. Добычу подстерегают из укрытия или активно и настойчиво ее преследуют.

Это интересно


1. У волков хорошо развит слух. Находясь в лесу, они слышат звук на расстоянии 9 км. Если же волки находятся на открытой местности, то слышат звук на расстоянии 16 км.
2. Приручить волка невозможно. Собакой он никогда не станет.
3. Ученые установили, что волки способны различать 200 миллионов оттенков запахов. Полтора километра – расстояние, позволяющее волку учуять другое животное.
4. Период беременности волчицы длится 65 дней. Волчата родятся глухими и слепыми, а весят они всего полкилограмма.
5. Когда волчата открывают глаза, то можно заметить, что все они голубоглазые. Желтыми глаза становятся к 8 месяцам.
6. Голодный волк может съесть 10 кг мяса.
7. Волки спокойно могут проплыть 13 км. Помогают им в плавании перепонки между пальцами.
8. В 1600х годах много волков обитало в Ирландии. Поэтому Ирландию называли «Волчьей землей».
9. На людей волки редко нападают. Причины нападений – угроза хищнику или бешенство волков. (Бешенством волки заражаются от инфицированных лисиц, ежей, енотов.)
10. В волчьей стае при общении используется мимика движения. По поднятому «трубой» хвосту легко определить вожака стаи.
11. Волк – прекрасный семьянин. Волчья пара может просуществовать 12-18 лет – всю волчью жизнь. Волк предан своей спутнице жизни, предан семье. Если волчица спит, волк на страже – охраняет ее покой.
12. Волку присуще стремление к свободе. Попав в капкан, волк может отгрызть себе лапу и уйти. Вступив в схватку с противником, волк доводит ее до конца: или погибает, или побеждает

2.3. Проблема взаимоотношений волка и человека в мире


В России их испокон веков боялись и ненавидели. Слово «волк» стало символом зла, жестокости, кровожадности. С волками боролись любыми способами, уничтожали их, где только и как только возможно.
И не только в России. Во многих европейских странах за счет казны содержали специальные отряды истребителей волков, а в облавах, кроме охотников, нередко принимали участие полицейские и воинские подразделения.
В Англии последний волк был убит в начале XVI века, в Ирландии - в конце XVII века, в Японии в середине 20 столетия, в других странах численность хищников сильно сократилась или практически свелась к нулю.
Не смотря на это, в Европе и Азии волки сохранились. Потому что, кроме «мерзкого лика, дикого вида, устрашающего голоса, невыносимого запаха, коварного нрава», как охарактеризовал этих зверей великий французский натуралист Жорж Луи Бюффон, у волков есть еще кое-что. В частности, сила, выносливость, высокоразвитая нервная система, сообразительность. Они могут жить в самых различных природных условиях, быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, новой обстановке, не теряются далее в самых неожиданных, трудных ситуациях.
Сегодня в тех странах Европы, где волков осталось мало, они взяты под защиту. Многие ученые стали выступать в защиту волков. Сегодня стало меняться наше представление об окружающей среде, наши знания о взаимосвязи всего живого на Земле. Сравнительно недавно ученые пришли к выводу, что волки, как и другие хищники, необходимы на Земле, что без них придется гораздо хуже тем самым животным, которых они уничтожают. Суть сводится к двум основным моментам .
Первый момент: волки, как и все хищники, нападают главным образом на больных животных. Уничтожая их, они не позволяют распространяться заболеваниям, которые могут погубить остальных, здоровых животных.
Второй момент: волки сдерживают увеличение численности копытных животных, не позволяют размножиться в таких количествах, когда им может угрожать смерть от бескормицы.
Однако у противников волков есть свои доводы: волки нужны лишь дикой природе. Сосуществование волков с оленями в тундре или в степях с сайгаками сбалансировано. Но ведь волки уничтожают и домашних животных! Это верно. Но только там, где не хватает дичи в природе!
Поэтому в районах развитого животноводства и в охотничьих хозяйствах численность волков должна быть под контролем человека.
Вместе с тем, как считают некоторые ученые и охотоведы, настало время перейти от безоговорочного и повсеместного истребления волка к более гибкому и внимательному отношению к этому хищнику, к изучению его места в природе.
Профессор В. Г. Гептнер писал, что «приручение волка и превращение его в собаку было одним из важнейших моментов в развитии человеческой культуры. И сейчас никто не может сказать, что вызовет в природе обратный процесс - уничтожение одного из важнейших экологических звеньев - уничтожение хищников. И какие последствия, какую цепную реакцию это может вызвать, и как это отразиться на человеке. Но, несомненно, отразится. И, безусловна, отразится очень значительно, а возможно, и глобально!».
В природе нет ничего случайного, как и нет ничего лишнего - каждая особь вносит свой вклад в ту или иную экологическую систему и каждая из них очень важна - будь то царь зверей или мелкая рыбешка. У каждой своя роль. Слаженный механизм. Убери один винтик - и рухнет вся система.
Вот один из примеров огромной роли волка в экосистеме.
Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка.
Волков не было в парке 70 лет, и все это время там царствовали олени, которые за годы бесконтрольного размножения (все усилия людей по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре.
Четырнадцать волков, конечно, не смогли съесть всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. На тех местах начала возрождаться растительность.
За шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз!
Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы.
Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою очередь привлекли в парк ястребов, хорьков и лис.
В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.
Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей (регулирование их численности) привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению.
Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным туда менее двадцати лет назад.
Еще один пример роли волка в природе. Когда в 1970–х в России массово были уничтожены волки в Воронежской и некоторых других областях, в лесах расплодилось огромное количество бродячих собак, уничтожавших диких животных. Проблема решилась, когда волк вернулся в эти места.

2. 4. Волк в Республике Беларусь


Численность волка на территории Беларуси всегда была сравнительно высокая из-за наличия многочисленных лесных и болотных массивов. В последние десятилетие осушение болот и распашка территории в западных районах обусловило снижение численности волка. Без изменений остается она в северной, восточной и юго-восточной территориях Беларуси, где осушение болот и вырубка леса проводилась не так интенсивно.
Проблема волка в Беларуси заключена в том, что волк издавна считается вредным хищником, врагом животноводства и охотничьего хозяйства.
В нашей стране (а также в России и в Украине) волк находится вне закона. Его разрешено уничтожать в любое время года, в любом месте, без ограничений по численности, полу и возрасту. Жестокость белорусских законов в отношении к волку заключается в том, что для его уничтожения разрешено применять автомобили, снегоходы, вертолеты, осветительные приборы и приборы ночного видения (что в отношении других животных является браконьерством). За бесплатный отстрел волков охотникам выделяют премии из средств экологических фондов. Уничтожение волчат разрешено любым гражданам Беларуси без всяких разрешений. Белорусские СМИ постоянно публикуют статьи, разжигающие «антиволчью истерию», провоцирующие жестокость в отношении животных. Природоохранных организаций, защищающих волков, в Беларуси нет. Не издано ни одной книги по охране волков. Ежегодно в стране отстреливается до 60% волков, в результате чего численность волков с 1996 г. по 2006 г. опасно сократилась в 3 раза и насчитывается около 1200 волков.)
В последние годы на территории Беларуси начали появляться гибридные особи - помесь волка и собаки. Еще в конце 1990–х - начале 2000–х, когда в Европе изучали геном волка, его популяция в нашей стране была генетически чистой. Сегодня встретить гибрид волка и собаки не редкость. Можно назвать две причины: первая – сокращение численности волка, вторая – увеличение численности сначала бездомных, а потом, как следствие этого, одичавших собак. Следует отметить, что потомство волка и собаки отличается собачьим отсутствием страха перед человеком и умом волка. К тому же волки участвуют в циркуляции эпизоотии бешенства. Заболевший волк намного опаснее бешеной собаки. Однако в последние годы результаты различных исследователей все большее свидетельствуют о важности волка для регулирования и поддержания оптимальной численности парнокопытных млекопитающих.
Волк является очень значимым элементом видового разнообразия животных, выполняющий важные функции в их сообществах. Согласно последним исследованиям ученых польза от волка в природе намного превышает вред, наносимый им человеку.
Польза, приносимая волком природе.
1. Волк поддерживает здоровье популяций диких копытных животных: лосей, оленей, косуль и кабанов. Это связано с тем, что в пищу к нему в первую очередь попадают ослабленные и больные животные.
2. Волк ограничивает численность копытных млекопитающих, а, следовательно, не дает исчезнуть растениям, которыми они питаются.
3. Волк в немалой мере ограничивает численность таких вредоносных видов, как енотовидная собака и лисица. В условиях Беларуси годовое существование одного волка – это приблизительно 10 – 20 умерщвленных енотовидных собак и лисиц, а значит сотни сохраненных тетеревиных и утиных птиц.
4. Кроме того енотовидная собака занимает жилища и сокращает кормовую базу барсука, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь. Таким образом, сокращая численность енотовидной собаки, волк способствует восстановлению численности барсука. Сама енотовидная собака чужеродный вид на территории нашей страны и поэтому не желательный.
5. В голодное время волки питаются мертвыми животными, а, следовательно, являются санитаром леса.
Вред, наносимый волком человеку.
1. Сокращение волком количества животных, на которых охотится человек.
2. Нападение волком на домашних животных в случае нехватки кормовой базы в лесу.
3. Больной бешенством волк приходит в населенные пункты и становится опасным для человека.

2.5. Волк в скульптуре

У человечества крайне странная привычка выражать признательность своим врагам. Одним из таких проявлений признательности можно назвать памятник волку. И ладно бы пытались запечатлеть образ волка в виде хищника, врага или хотя бы санитара леса, но нет. Памятники волкам чаще всего демонстрируют иронический образ.
Один только образ волка из мультфильма «Жил-был пёс» представлен в трех разных вариантах в трех городах: Ангарск, Томск и Красноярск.
Демонстрация презентации «Волк в скульптуре»

3. Игра-викторина «Рацион волка»


Цель: изучить рацион волка.
Волки имеют очень сложное охотничье поведение. В их поведении выделяют поиск добычи, скрадывание, нападение и преследование. Выследив добычу, волки обычно подкрадываются к ней на близкое расстояние и нападают броском. Если в результате броска волки не сделали удачной хватки, то они прекращают преследование. Часто короткая погоня, или бросок, длятся не более 500 м. догнав жертву, волки хватают ее за промежность или брюхо
Если хватка была удачной, то волки преследуют добычу, ожидая, когда она ослабеет, после чего окончательно добивают ее. Насытившись добычей, волки уходят на отдых, место для которого выбирают неподалеку. Они возвращаются к останкам до тех пор, пока те еще представляют определенную кормовую ценность. Иногда волки прячут часть добычи в виде кусков туши или нагрызенных и отрыгнутых кусков мяса. Почуяв опасность со стороны человека (капкан или просто запах), волки могут не возвращаться к добыче.
У волка очень быстро образуются условные рефлексы, и он хорошо приспосабливается к ситуации. Всем известна, например, способность волка в короткое время «научиться» отличать опасного для него человека (охотника с ружьем или без) от обыкновенного прохожего, дачника или грибника. В первой половине периода воспитания выводка матерые волка никогда не охотятся вблизи своего логова.

3.1.Загадки на тему «Что ест волк?»

Участникам акции предлагается отгадать загадки.
(Отгадки записываются на доске или листе бумаги.)

1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

2. Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)

3. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит травы.
(Олень)

6. Самый маленький олень,
Лёгкий и изящный,
Зимой серо-рыжий,
Рыжий летом яркий!
(Косуля)

7. Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка - на горе,
А вход в норку - в воде.
(Ондатра)

8. Ходит по земле легко,
И взлетает высоко,
Почками питается,
Ягод не гнушается!
(Тетерев)

9. Ест хвою, как индейка, да насекомых разных.
Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает»,
К тому ж про осторожность, токуя, забывает.
(Глухарь)

10. Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.
(Мышь)

11. Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)

12. По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!... Хвост в руках.
(Ящерица)

13. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
14. Мех красивый – зверь пушной,

В чаще я живу лесной.
Домом для меня дупло,
И уютно, и тепло.
Хвост пушистый, полосатый,
Молод я, хоть и усатый.
Ну, узнал меня хоть кто-то?
Ведь зовут меня –
(Енотом)

15. С наружи похож на енота,
Скелет у собаки я взял,
Война с барсуком за жилище,
Еда все, что можно найти.
(Енотовидная собака)

16. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)

17. Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай!
(Черника)

18. Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка...
(Брусника)

19. На усах расту я тонких
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам.
(Клюква)

20. Хорошо известна я:
Любят кролики меня,
Мной питаются зайчата,
И козлята, и гусята,
Мной газон озеленяют.
Как меня все называют?
(Трава)

3.2. Вопросы «Рацион волка»

1. Что объединяет все слова записанные на доске? (Это пища волка)
2. На кого предпочитает охотиться волк? (Лось, косуля, кабан, олень)
3. Уничтожая, каких животных, волк приносит пользу аборигенным видам Республики Беларусь? (Енотовидная собака, енот-полоскун)
4. Зачем волк ест травы и ягоды? (Это лекарство и витамины)
5. Каких животных хищник употребляет в пищу, в крайнем случае? (Беспозвоночных)
6. В чем польза волка, как охотника на копытных животных? (Регулирует их численность, уничтожает ослабленных и больных млекопитающих)
7. Почему волка называют санитаром леса? (Может употреблять в пищу мертвых животных)
8. Какого зверя волк очень не любит: рысь, медведя или лису? (Рысь)
9. У этой хищной кошки сильны, высоки ножки.
Зимою шерсть пятниста, мохната и пушиста.
И кисточки на ушках, а лапы на подушках,
Они мощны, лохматы, опасны для пернатых.
Обед бывает сытным, когда он из копытных.
Кто это? (Рысь)
10. Предположите, почему волк не любит рысь? (Рысь – это пищевой конкурент волка.)
11. Может ли волк употреблять в пищу рыбу? (Да)
В условиях Республики Беларусь основу рациона волка составляют дикие парнокопытные млекопитающие: в северной ее части – лось, в южной кабан и косуля. Благородный олень в местах его обитания также является один из основных кормов волка. Иногда в рационе волка встречаются заяц, бобр, тетерев и другие звери и птицы.
Часто волки кормятся падалью, разыскивая ее как в лесу, так и вблизи животноводческих ферм. В теплое время года волк больше кормится животными средних и даже мелких размеров, хотя основу их рациона по-прежнему составляют дикие парнокопытные млекопитающие.

4. Выступление участников акции со стихами о волке


Ребятам предлагается прочитать стихотворения, посвященные волку.
В зависимости от возраста участников акции стихи могут быть различными.
***
Он живет в лесу густом,
Схожий на собаку,
В серой шубке и с хвостом,
И большие лапы.
Зайцу страху нагоняет,
Хочет съесть его в обед!
Как зовут его - все знают,
Это волк, сомнений нет!
Что за дикий, страшный зверь,
Водится в лесу теперь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей он поспешит.
Знает зверь в охоте толк,
Отвечаем, это…волк!
С.Антонюк

Добрый волк
Я – серый волк. Я – добрый волк.
Ну, кто сказал: «Зубами щёлк».
Не ел утят и поросят,
Не ел я семерых козлят.
Питаюсь апельсинами,
Морковкой, мандаринами,
Конфетами, печеньем,
Тортами и вареньем.
Но почему-то (почему?)
Никто не верит этому.
- Я – мама-волчица.
Хочу вам подтвердить.
Не хочет он учиться
Зайчиков ловить.
Не любит он козлятины.
Совсем не ест курятины.
А любит апельсины,
Морковку, мандарины,
Конфеты и печенье,
Пряники, варенье.
Но почему-то (почему?)
никто не верит этому.
Н. Исаева

***
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает, одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
С.Антонюк

Волк
В зимний хмурый день холодный
Ходит - бродит зверь голодный.
По лесам, полям он рыщет,
И еду себе он ищет.
В сказках "серым" он зовётся,
И ему там достаётся.
То обманет вдруг лиса:
Он поверит в чудеса.
На пути он ей попался --
Без хвоста чуть не остался.
Где обман - поди, узнай-ка!
Даже вот трусишка-зайка
Постоянно за нос водит
И всегда из лап уходит.
Ото всех добра не жди!
Он кричит: "Ну, погоди!".
Нелегко ему живётся.
Как же этот зверь зовётся?
З. Торопчина

Волчонок
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под тенью молодой листвы,
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх,
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать, он же - волк»
Сказал ему так папа!
С. Антонюк

Волк
Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал, в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверно, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности - она не понимала

Мы встретились с волком глазами.
«Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня».

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил ДЕТЕЙ.
А. Васёв

Волки тоже бывают добрыми
Волки тоже бывают добрыми
В их глазах янтаря сияние,
Из сугробов Москвы подобраны,
Грустной нежности обаяние…
К нам наверно Богом отправлены,
Чтоб учить нас любви и мудрости,
Души завистью не отравлены
Не знакомо им бремя скупости.
Люди взглядом скользнут презрительно
По спине их мохнатой, серой
Но Господь все поступки бдительно
Нам запишет, сравнив их с верой!
И когда наша жизнь закончится
На весах со грехами давними,
Что бы встретил там, очень хочется,
Серый ангел с глазами янтарными…
Нужно быть ко всему готовыми:
К небесам, скорой встрече праведной
С добрым ангелом, с жизнью новою,
Не земной, а иной. И - правильной.
Ангел четверолапый радостно,
Улыбнется глазами ласково.
Значит, жили ЗДЕСЬ не напрасно мы.
Значит, будет нам небо сказкою…
И. Зорина.

5. Беседа «Волк в сказках»

Ребятам предлагается порассуждать о характере волка как персонажа сказок и мультфильмов.

Ответы сопровождаются демонстрацией презентации.

1. Вспомните сказки и мультфильмы одним из персонажей, которых является волк.
2. Охарактеризуйте персонажей волка.
3. Какой волк по вашему мнению?
4. Как вы думаете, почему волк чаще отрицательный персонаж, чем положительный?

Ответы ребят и обсуждение образа волка в сказках и мультфильмах.

Образ волка присутствует практически в каждой сказке.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому серого часто одурачивают персонажи сказок, например, лиса.
В древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.
Еще одна сказка – «Красная Шапочка». Это история о девочке по имени Красная Шапочка, которую волк обманул и съел ее вместе с бабушкой. Лишь по счастливой случайности благодаря охотникам им удалось остаться в живых. Волк здесь предстает как коварное и хитрое существо.
В то же время волк может служить помощником сказочного героя. Вспомните сказку «Иван Царевич и Серый Волк», где дикий зверь переносит на себе царевича. Волк может быть не только врагом, но и союзником людей.
В мультфильме «Ну, погоди!» волк – комический персонаж. Он все время пытается обмануть зайца, чтобы съесть его, но сам остается обманутым. Мультфильм «Ну, погоди!» изменил представления детей о волке и создал комический образ.
Также волк часто присутствует в жанре фэнтези, будь это фильм или мультфильм. В фэнтези волк часто предстает оборотнем, в которого в лунную ночь превращается человек. Когда Редьярд Киплинг создавал Маугли для своей «Книги джунглей», он был вдохновлен одной из многочисленных историй о детях-волках, которые были распространены в Индии.

mob_info