Почему дети не могут сидеть на месте? Беспокойный ребенок Ребенок в год не сидит на месте.

25.06.2007

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, и кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду? Ему трудно спокойно сидеть на занятиях, он постоянно ёрзает на стуле, отвлекается, выкрикивает? Его поведение вызывает недовольство и раздражение взрослых?

Нередко родители и педагоги считают, что ребёнок не хочет сосредоточенно работать и подчиняться правилам, издевается, ленится и специально делает всё наоборот. Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к врачам и психологам.

На самом же деле, ребёнок не может вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами из-за нарушения согласованной работы мозга. Двигательная расторможенность обычно уменьшается к подростковому возрасту и даже может смениться пассивностью и безынициативностью. Но трудности концентрации внимания и контроль над своим поведением остается и нарушает взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, приводит к дисциплинарным проблемам.

Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и, чаще всего, последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с его высокой распространенностью среди детского населения. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.

Портрет ребенка с СДВГ

Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позже остальных), а также в речевом; порой они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Ребёнок же просто не может справиться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 дет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект. Таким детям трудно адаптироваться в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Обычно дети, страдающие синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не задумываются о последствиях своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Его руки постоянно в движении: что- то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нем "горит" одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не задумываясь о последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в коллективе.

И, пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку более всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных взрослых.

Диагностические критерии СДВГ

Невнимательность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Неспособность сосредоточиться на деталях.
  2. Ошибки по невнимательности.
  3. Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
  4. Неспособность доводить задания до конца.
  5. Низкие организаторские способности.
  6. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
  7. Потери необходимых предметов при выполнении задания.
  8. Отвлекаемость на посторонние раздражители.
  9. 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность. Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  1. Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.
  2. Вскакивает с места без разрешения.
  3. "Влезает" в разговор старших, занятия других детей.
  4. Не может играть в тихие игры, отдыхать.
  5. Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  6. Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки:

  1. нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), равновесия, зрительно-пространственной координации;
  2. эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  3. ухудшение отношений с окружающими вследствие "плохого поведения";
  4. задержки развития;
  5. нарушения сна.

Причины возникновения СНВГ

Самая главная причина - проблемы во время беременности и родов:
  1. внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;
  2. угроза прерывания беременности;
  3. курение матери во время беременности;
  4. нерациональное питание матери во время беременности;
  5. стрессы во время беременности;
  6. недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
Другие причины:
  1. нейроинфекционные заболевания, которые ребенок переносит на ранних этапах своей жизни - гнойные менингиты, энцефалиты;
  2. нарушенный обмен веществ;
  3. черепно-мозговые травмы;
  4. наследственная предрасположенность.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно.

  • Учитесь отделять его поведение, которое Вам не нравится от его личности. Например: "Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому".
  • Старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении, хвалите его за них. Постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов - "прекрати", "не смей", "нельзя" и другие.
  • Составьте (желательно, вместе с ребёнком) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить Вас на послабление.
  • При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации внимания.
  • Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм, требующим усидчивости и концентрации внимания.
  • Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть "лишнюю" энергию и одновременно успокаивают, например, плавание, или спорт, при котором задействовано большинство рецепторов кожи - например, тейквандо.

Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.

  • Если гиперактивность имеет характер наследственности и проявляется в легкой форме, то в таких случаях родителям может помочь коррекция психолога, педагога, которые могут объяснить, как правильно с вести себя с ребенком. Кроме того, необходимы витамины группы В и лецитин, способствующие созреванию нервной системы. При проблемах со сном - возможен прием успокоительных средств.
  • При нарушении тонкой моторики, когда ребенок не может координировать свои движения, важно заниматься лепкой, рисованием, завязывать шнурочки, вырезать, играть во всевозможные развивающие игры.
  • Если же ребенок раздражителен, не может найти контакт в коллективе, дерется, кусается, тогда это требует обширного медикаментозного лечения.
  • Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить "сядь ровно", "не крутись", "не бегай": по своей физиологии ребенок этого не может сделать, он не способен сдерживать свои эмоции.
  • И, конечно же, чтобы определить, насколько выражена эта степень задержки нервной системы и принять необходимые меры, необходимо вовремя обратиться к врачу.

Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Может и не пройти! И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими. Своевременное внимание к проблеме, достаточный запас терпения и любви к своему ребёнку - вот Ваши главные помощники в борьбе с СНВГ.

Меня натолкнула статья "Der wahre Grund, warum Kinder nicht still sitzen können " (почему дети не могут сидеть на месте) в интернет-газете huffingtonpost.de

Практикующие детские психологи в последнее время все чаще сталкиваются с обращениями по поводу того, что дети не могут контролировать свою двигательную активность. Ученые называют это синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Из-за этого страдает обучаемость. Чаще всего это расстройство проявляется при поступлении в школу. Ребенок став первоклассником, не может справиться со своей подвижностью и мешает работать другим детям. Администрация школы тактично намекает родителям показать ребенка психологу.

Постоянные замечания в дневнике за нарушение дисциплины на уроках и беготню на перемене, недовольство учителя и более спокойных одноклассников приводят к тому, что с самых первых шагов у ребенка формируется негативное отношение к школе и всему процессу обучения . Совсем маленький человечек произносит страшные слова: «Я ненавижу себя! Я ничего не могу! Я всем мешаю!» Уровень самооценки такого ребенка стремительно падает. Родители в такой ситуации чаще всего теряются.

Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме.

Незнание родителей, как себя повести, еще больше усугубляет психологическое состояние ребенка. Между тем, в не запущенных случаях, достаточно уделить внимание физической активности ребенка, обеспечить выход его неуёмной энергии, заняться спортом, подвижными играми, и проблема будет решена.


Медицинская статистика констатирует неумолимый рост количества детей, которым поставлен диагноз СДВГ. Учителя начальных классов со стажем, утверждают, что на сегодняшний день не меньше, чем 8 из 22 учеников класса периодически демонстрируют поведение, которое заслуживает вмешательства детских психологов. Подобные проявления неуклонно нарастают по мере того, как требования к усидчивости первоклашек возрастают вместе со все расширяющимся кругом обязательных знаний и умений. Учебная нагрузка увеличивается не только в школе. Даже в детском саду от малышей требуют сосредоточенного внимания и неподвижного сидения не менее чем в течение 30 минут в процессе подготовки к школе.

С самого нежного возраста от детей требуют соблюдения приличий и спокойного поведения. Все меньше количество детей может вдоволь покататься с горки, полазить по деревьям. Родители с опаской относятся к качелям и каруселям. Ужесточившийся контроль общества за обеспечением физической безопасности детей дома, на улице и в учебных заведениях приводит к тому, что родители, а уж тем более воспитатели и учителя, стремятся исключить малейшую возможность получения травм, которые, к сожалению, неизбежны при активных играх. Страшно себе представить, но у совсем маленьких ребятишек постепенно формируется гиподинамия .

Что повсеместно происходит на обычных школьных занятиях? Учитель сидит за своим столом и монотонно рассказывает или, что еще хуже, читает новый материал. И это может повторяться из урока в урок на протяжении целого учебного дня. Такой способ подачи нового материала утомит даже взрослых людей. Как реагируют на это ученики младших классов? Заинтересованных глаз практически нет. Кто-то покорно сидит смирно и мучительно ожидает завершения урока. Большая часть детей занимают себя кто как может. Несколько человек качается на стульях, другие (особенно девочки) теребят одежду, волосы.

Сгрызенные верхние кончики карандашей уже никого не удивляют. Бесцельные каракули на бумаге, постукивание пальцами по столу, уродующие осанку позы…

Такие картины раньше были возможны только для детей с ограниченными психо-неврологическими способностями. А сейчас подобная картинка стала нормой в обычных школах с самыми обычными детьми. Такая заторможенность организма возможна при непомерно увеличенной нагрузке в преддверии экзаменов или ускоренно изучения больших объемов материала. Но это происходит и в совершенно нормальной обстановке.

Проведенные простейшие тесты на соответствие физического развития возрасту продемонстрировали, что только 1 из 12 обследованных имели нормальную физическую силу и развитость вестибулярного аппарата . Вместе с ними катастрофически страдает сенсорная система организма, обеспечивающая адекватное отображение окружающей среды в человеческом мозге. Такое состояние здоровья подавляющего большинства детей должно вызывать обеспокоенность родителей и общественности. Это требует серьезного вмешательства врачей.

Состояние вестибулярного аппарата и двигательная активность неразрывно связаны. Чтобы равновесие формировалось сообразно возрасту ребенка, дети каждый день должны получать разнообразную физическую нагрузку не менее нескольких часов подряд . Попытка его сформировать в статических позах не приведет к желаемому результату. К сожалению, существующее школьное расписание с его занятиями физкультурой два раза в неделю не может обеспечить достаточное развитие сенсорной системы.


Пытаясь в детском саду активно готовить детей к школе, их лишают необходимого движения. Это в свою очередь приводит к недоразвитию сенсорной системы, огрехи работы которой дети стремятся компенсировать постоянным перемещением тела (ёрзаньем) в пространстве. Подчиняясь требованиям взрослых сидеть неподвижно, дети обрекают себя на неточное определение своего места в окружающей среде. Сознание опасаясь такого неустойчивого положения частично отключает каналы поступления информации (согласитесь при быстром вращении или падении мы автоматически закрываем глаза, потому что мозг не успевает обработать все, что проносится перед глазами).

Проблему беспокойного сидения на уроках можно решить только одним способом. Значительное удлинение перемен между уроками и позволение выходить на школьный двор для активных игр позволит активизировать сенсорную систему, которой хватит сил, чтобы справиться со следующим периодом неподвижного сидения. Непродолжительной прогулки из школы домой совершенно недостаточно, чтобы вновь сесть за учебный стол. Игры и беготня в течение нескольких часов (!) позволят сенсорной системе ребенка прийти в себя после школьных уроков и вновь сосредоточиться для выполнения домашнего задания.

Отлично, если ребенок активный, подвижный, много и подолгу находится на свежем воздухе, пребывает в постоянном в движении и успокаивается лишь тогда, когда голова коснется подушки. Такие дети реже болеют, растут более жизнеспособными, в сравнении со своими спокойными сверстниками. Но, чем старше ребенок и меньше времени остается до школы, тем чаще родители живчиков задумываются над тем, что пора бы научиться ребенку концентрировать внимание, заниматься спокойными видами деятельности. Ведь в школе преподают не только физическую культуру.

Вот тут и возникает вопрос, как заставить чадо присмиреть. Это взрослые понимают значение слова «надо». У детей другая категория измерения. Для них до поры до времени существуют понятия «нравится» и «не нравится». Значит главное – увлечь.

На помощь приходят наборы для творчества, пазлы и игрушки, требующие сосредоточенности и внимания . Лепите , рисуйте и играйте вместе с ребенком - только совместная деятельность помогает развивать усидчивость и учит ребенка доводить дело до конца. Если же оставить ребенка наедине с новой игрой, он, скорее всего, потеряет к ней интерес уже через 5 минут.

Не настаивайте, если ваш ребенок устал и начал отвлекаться на полпути . Тем более не стоит ругаться и давить на малыша. Просто ставьте перед ним более простые цели или разбейте игру на несколько этапов. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Постепенно время, которое ребенок сможет посвятить одному делу, будет увеличиваться.

Отличный способ увлечь непоседу – купить ему конструктор . Если у Вас мальчик, то ему наверняка понравятся лего роботы. Нет такого мальчишки, которого не заинтересует возможность самостоятельно собрать роботов и устроить между ними настоящую войну. Но, война потом, а для начала малышу придется разобраться и самостоятельно сложить игрушку, кропотливо разбираясь, как же эти лего роботы устроены. У вас дочка? Попробуйте купить lego city. Конструкторы для девочек это не болтики и гаечки, а целый город, населенный маленькими человечками. Те же куклы, только собираются и разбираются. Да и кто сказал, что девочки должны играть исключительно в куклы? Многие девочки, отлично ладят с машинками. Поэтому, не сомневайтесь, что ваша дочь оценит и lego belville - конструктор лего для девочек .

Конструктор и занятия творчеством – отличные способы заставить ребенка сидеть на месте и чувствовать себя при этом счастливым.

Статья предоставлена интернет-магазином конструкторов LEGO http://www.exoforce.ru/

Понимаете ли, вы, что постоянно повторяете ребенку одно и тоже: "Сядь, не трогай, не прыгай на кровати, положи, перестань ерзать." Я могла бы продолжать этот список дальше и дальше. Знакомо не правда ли? Вы не одиноки! На самом деле, тоже самое происходило и у меня, до тех пор, пока я не обнаружила истинную причину того, почему мой ребенок не может усидеть на месте. Сегодня я поделюсь секретом о том, почему ваш ребенок тоже не может усидеть на месте!

Позвольте мне начать с того, что я расскажу немного о себе. Я квалифицированный педагог с более чем 12-летним опытом работы с малышами. Я знаю этапы развития ребенка. Я понимаю, что играть – это необходимость для ребенка. Я точно представляю, как дети учатся с помощью различных методов. Тем не менее, мне всегда казалось, что "эти дети" никогда не перестанут двигаться! В каждой группе у меня всегда было по крайней мере 3 или 4 ребенка, которых невозможно было усадить. В один год, у меня был ребенок, который буквально забирался куда угодно. Независимо от того, что я делала, он не мог усидеть на одном месте! Я делала все возможное. Я использовала методы и приемы, которым нас учили на тренингах и курсах, искала что-то новенькое, но, НИЧТО, казалось, не работает. Я люблю их, но.... они просто выматывают меня.

И вот у меня появился свой ребенок. Я твердо верила, что наличие собственного ребенка делает вас, как учителя, еще сильнее. Но не тут-то было. Я сполна ощутила, что такое «активный ребенок". В ясельном возрасте все было не так плохо. В детском саду тоже, все моменты списывались на возраст. В первом классе, мы столкнулись с тем, что мой сын избрал себе необычный способ передвижения по классу: он полз, касаясь головой пола. Потом, во втором классе, стало все более и более очевидным то, что мой сын НЕ МОЖЕТ сидеть на одном месте. Я перепробовала все методы воспитания. Я была мягкой, я была строгой. Я была изобретательной, и я была последовательной. Ничего не помогало. Независимо от того, чтобы мы не делали, мой сын был теперь одним из "тех детей." Записи в дневнике, беседы с учителем и директором школы, дальше временное отстранение от занятий… Мы были совершенно растеряны. Чувство полной потери переполняло мое сердце. И вот в мою группу приходит ребенок с особыми сенсорными потребностями и установленной сенсорной диетой...

Я понятия не имела, почему этот ребенок постоянно подпрыгивает возле меня. Я не могла понять, почему он прыгает со всей нашей мебели, и я определенно не понимала эту "сенсорную диету", которую вручила мне его мама, чтобы я реализовывала ее в группе. Никто никогда не говорил мне об этом раньше. Тем не менее, я столкнулась с ребенком таким же, как мой собственный сын, но у него была особая «диета» упражнений и действий, которые, как оказалось, на самом деле успокаивают, уменьшают его суетливые движения и это позволяет ему принимать участие в занятиях. Я хотела такое же решение проблемы для моего сына! Вот когда я решила, что я сделаю все возможное, но найду выход из сложившейся ситуации! И то, что я обнаружила, крайне меня удивило!

Настоящая причина почему мой ребенок не может усидеть на месте

Помните, я уже говорила, что этот ребенок был на специальной «диете» и у него был специальный диагноз? Оказывается, у него была дисфункция сенсорной интеграции, о которой я никогда не слышала раньше. На самом деле, я была уверена, что это фейк. Помню, я подумала "действительно, «диагноз», который утверждает, что для такого ребенка это нормально - взбираться куда угодно и постоянно прыгать на месте?" Я была сбита с толку, но мне хочется быть честной с вами. Тем летом я прочитала много информации о сенсорной интеграции. Чтобы не происходило, все имеет смысл. У того маленького мальчика, как и у моего сына ДСИ дисфункция сенсорной интеграции и это усложняет процесс восприятия мозгом информации, которая поступает из окружающего нас мира. Прочитав огромное количество литературы, я узнала, что у всех детей есть особые сенсорные потребности. У ВСЕХ детей. Вы слышали об этом?

Я был поражена! На самом деле, каждый из нас (даже вы) имеете эти потребности, но никто никогда не говорил нам об этом. У всех нас есть "сенсорные системы», которые помогают нам обрабатывать информацию, которую мы получаем извне ежедневно. Сейчас я сижу в кафе и пишу эту статью, и мой мозг пытается одновременно воспринять запах латте, которое я пью, свет солнца из окна, неприятное ощущение от жесткого сиденья, на котором я сижу уже целый час, болтовню двух студенток за соседним столиком и чувство непреодолимого желание встать и двигаться! Все мои чувства пытаются интегрировать и обработать информацию одновременно!

Вот почему ваш ребенок не может усидеть на месте! Вот почему мой ребенок прыгает по тумбочкам и диванам. Видите ли, проприоцептивная системы вашего ребенка нуждается в определенной нагрузке, в чем-то большем, чем нам кажется. Вестибулярный аппарат вашего ребенка нуждается в таких движениях как покружиться, повертеться, покачаться, и т. д. для того чтобы отрегулировать процесс восприятия входящей информации.

Нас учили, что дети в классе должны сидеть, слушать, а прыгать только на детской площадке. Бег и прыжки на улице – это нормально. Я призываю вас, расширить ваше понимание, возможно вашему ребенку нужна сенсорная перезагрузка, когда он начинает покачиваться. Так что в следующий раз, когда ваш ребенок начинает ерзать, и вы уже собираетесь сказать "прекрати, сядь тихо", я призываю вас сказать: "Давай встанем и подвигаемся! Дадим нашему телу сенсорную перезагрузку!

Как вы думаете? Сможете ли вы это сделать? Если вы по-прежнему обеспокоены, и вы думаете... "Да, но мой ребенок......" "Разве это нормально для моего малыша делать...?" Не волнуйтесь! В следующей статье мы будем разбирать какое поведение можно назвать "нормальным", а какое нет.

Оригинал статьи The REAL Reason Your Kid Can’t Sit Still

Перевод Зайцева Наталья

Мы готовимся к первому дню рождения крохи и не устаем удивляться тому, как быстро он растёт и учится новому. Задача мамы - развивать новые навыки и поощрять достижения.

Чему учится малыш в возрасте от 9 до 12 месяцев

Ещё недавно кроха ползал по дому на четвереньках, а теперь учится ходить. Кто-то еще робко держится за мебель и стены, а кто-то — уже делает неуверенные шаги маме навстречу.

Любознательность в этом возрасте плохо сочетается с осторожностью. Познавая мир, кроха всё норовит попробовать на вкус. А первые шаги часто оборачиваются падением и ударами. Чтобы обезопасить чадо, уберите все колющие, режущие предметы, лекарства и бытовую химию повыше, в розетки вставьте заглушки, а острые углы закройте специальными накладками.

Развитие идёт бурными темпами и по всем фронтам. Что умеет малыш к концу первого года жизни?

  • садиться и вставать из положения на четвереньках;
  • удерживаться на двух ногах без опоры;
  • ходить с поддержкой, переползать через препятствия;
  • играть с мелкими предметами, используя пинцетный захват большим и указательным пальцем;
  • понимать запреты «нет» и «нельзя»;
  • произносить простые слова из одного или двух слогов: «бух», «мама», «дать»;
  • указывать на предметы и части тела;
  • играть в «ладушки», махать рукой на прощание;
  • искать спрятанные игрушки;
  • играть в кубики, ставя их друг на друга;
  • перелистывать страницы книжки;
  • складывать ёмкости друг в друга.

Знакомство с новой посудой

Малыш активно осваивает прикорм, учится есть ложкой и пить из поильника, а затем и из кружки. Первая посуда крохи должна быть лёгкой, удобной и небьющейся: во время еды дети, расшалившись, могут бросить чашку или тарелку на пол. Чтобы малыш освоился с новыми столовыми приборами, ставьте его стульчик рядом со взрослым столом: глядя на вас, он быстрее научится есть и пить как взрослый.

Поощряйте стремление крохи есть самостоятельно. Да, накормить — проще, и кухню потом не придется убирать. Но при таком подходе со временем инициатива угаснет, и потом вам придется долго приучать чадо к ложке. Чтобы одежда была чище, используйте специальный нагрудник. Лучше не тканевый, который нуждается в стирке и быстро теряет вид, а из мягкого пищевого полиэтилена, например, от «Пластишки»: он хорошо защищает одежду и легко моется.

Нагрудник «Пластишка»




от 1 до 3 лет

Особенности

Регулируемая застежка, мягкие округлые края горловины.

Описание

Нагрудник выполнен из мягкого пищевого полиэтилена. Удобный кармашек предохраняет одежду ребенка от загрязнения во время кормления.

Физические навыки малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок становится всё более самостоятельным. У него крепнут мышцы ног и рук, движения приобретают уверенность. Он активно осваивает новые навыки, стремится сначала вставать, потом — ходить. На четвереньках ползает очень быстро, умеет подниматься по лестнице, а вот спускаться пока не умеет. Проявляет интерес к игрушкам и с удовольствием ими играет: исследует, расставляет, кидает.

У малышей в этом возрасте уже есть один или несколько зубов. А значит — пора озаботиться гигиеной ротовой полости. Используйте специальную детскую щётку и пасту с маркировкой «до года»: она безопасна при случайном проглатывании.


Психоэмоциональное развитие ребёнка от 9 до 12 месяцев

Малыш умеет координировать моторику, управлять своим телом. Берёт то, что ему нужно, знает, как удержать тот или иной предмет. Мимика становится очень выразительной: кроха неосознанно копирует наше поведение, мимику и жесты, осваивает первые логические цепочки. Например, если мама в ванной включает воду и начинает наполнять ванну, малыш понимает, что скоро будет купаться.

Ребёнок чувствует мамино настроение, её злость или усталость вызывают у него тревогу. Именно поэтому дети так часто капризничают в моменты, когда мама на взводе. «Как назло», — говорим мы. Лучший способ успокоить ребёнка в такой момент — успокоиться самой.

Общение малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок четко различает своих и чужих. Незнакомых может бояться или просто игнорировать, родным и близким — улыбается, тянется к ним, охотно идёт на руки. Исчезновение мамы начинает пугать: а вдруг она ушла и больше не придёт? Кроха может рыдать, плакать, подползать к двери.

Во время игр и занятий ему важно, чтобы мама была рядом. Он ловит взгляд, улыбку, улыбается в ответ. Копирует жесты и даже мимику близких, понимает так называемые сигнальные слова, например, услышав слово «гулять», несёт одежду.

mob_info